24 Июн 2010, 14:32

Егор Бенкендорф: «Хочу, чтобы Первый Национальный был для украинцев как Би-Би-Си для англичан»

Егор Бенкендорф: «Хочу, чтобы Первый Национальный был для украинцев как Би-Би-Си для англичан»

Президент НТКУ рассказал об общественном телевидении, психологии и футбольных комментаторах

 

Первый Национальный объявил о начале перехода к стандартам общественного телевидения. Не боитесь? Ведь все попытки Ваших предшественников не только создать общественное телевидение, но минимально реформировать Первый Национальный заканчивались крахом…

 

Сегодня нет дееспособной законодательной базы, которая бы регламентировала переход от государственной модели телевидения, какой де факто и де юре является НТКУ — к общественной. Поэтому речь идет о нашем стремлении соответствовать принципам, сформулированным основателем первой общественной телерадиокомпании ВВС — лордом Джоном Рейтом: «информировать, просвещать, развлекать».

 

По этим принципам работают большинство украинских телеканалов…

 

Вы ошибаетесь, большинство украинских телеканалов работают по принципу «развлекать и манипулировать». А глагол «развлекать» в формуле Рейта недаром стоит на последнем месте, поскольку его функция вспомогательна. Имеется в виду, что информирование и просвещение должны быть интересными, говоря профессиональным языком — смотрибельными. Развлечение должно быть приложением к чему-либо, но не должно быть вещью в себе, не должно ставиться в главу угла.

 

Но в сетке каналов первой десятки значительный упор делается как раз на информационное, общественно-политическое вещание…

 

У нас общественно-политическое вещание давно превратилось в развлекательное. Что дают зрителю эти многочисленные политические ток-шоу. Это толчение воды в ступе из года в год, это жонглирование словами людей, которые во время эфира, кажется, готовы задушить друг друга, но как только красные лампочки телекамер гаснут, они удивительным образом превращаются в закадычных друзей.

 

Я это говорю не к тому, что я против ток-шоу и на Первом Национальном их не будет, нет. Мне бы просто хотелось, чтобы все многообразие жизни в Украине искусственно не суживалось до этого мирка — до того, например, как удачно депутат А. поддел депутата Б. в программе Ш. или К. Национальный канал, существующий на деньги налогоплательщиков должен вести за собой зрителя, а не играть его подсознанием.

 

Ходят слухи, что Ваше назначение на пост главы НТКУ связано с желанием власти вывести «Первый Национальный» из госсобственности и присоединить его группе каналов «Интера»

 

Хочу напомнить, что, согласно закону, приватизация НТКУ запрещена. Слух абсолютно нелепый и дикий.

 

Вернемся к общественному телевидению. Уже готова концепция изменений на канале?

 

Вся конкретика находится на стадии разработки.

 

Что-то уже сделано на практике или пока только разработки и разговоры?

 

Например, из сетки вещания убрана программа «Телемагазин». Полагаю, зрители главного национального канала не должны смотреть ролики про надувные диваны и чудо-ножи. Кроме того, едва ли не впервые в украинской истории был проведен абсолютно прозрачный отбор на Евровидение. Также мы заключили договоры о сотрудничестве с рядом зарубежных телеканалов — теперь, например, польские телеканалы будут передавать для нас сигнал, делать для нас видеоматериалы или предоставлять архивные материалы.

 

Что для Вас эталон общественного телевидения?

 

Безусловно, BBC стало базовым шаблоном общественного телерадиовещания для всех стран, кроме, пожалуй,  США  (но там уровень развития их PBS заметно ниже, чем у европейских каналов). Что мне особенно импонирует — хотя британцев принято считать консервативной нацией, BBC постоянно развивается и предлагает новации. Ведь многие обыденные сейчас для телевидения приемы  — например, прямые репортажи с места событий, прерывания программ экстренными выпусками новостей, впервые были внедрены именно на ВВС.

 

Готовы ли украинские зрители вносить абонентскую плату за общественное телевидение и какой, по-Вашему, она должна быть?

 

Разумеется, на данном этапе не готовы. Однако до сих пор так или иначе они ее вносили — ведь национальная телекомпания существует на бюджетные деньги, другой вопрос, что получали они за бюджетные деньги незаслуженно мало.

 

Почему Вы приянли решение сократить 93 человека, в том числе известного комментатора Сергея Дерепу?

 

То, что происходит на канале последние годы, иначе как вялотекущей агонией не назовешь, и исправить ситуацию можно только путем реформ. Что касается Дерепы — я ничего не имею против него как человека, однако мы не юмористический канал, чтобы держать его в качестве комментатора.

 

Ходят слухи, что будет вторая волна увольнений…

 

Опять слухи. Чтобы поставить точку в этих разговорах назову точное число. Мы планируем сократить 158 человек. Девяносто две позиции мы уже подали профсоюзу. Ждем от них ответа. Списки передаються в Профсоюзы в соответствии со сроками ознакомления с уведомлениями о сокращении, это норма закона. Все сотрудники будут сокращены законно, все получат зарплату и положенные законом компенсации. Кстати, на первой своей встрече с профсоюзами я обещал, что сокращено будет не более 10 процентов. 158 человек — это 8,9 процентов. Я с

 

И тем не менее какой вы видите финансовую модель будущего общественного телевидения?

 

Для меня это вопрос не первой важности. Она может быть какой угодно — абонентская плата как у ВВС и японского NHK, абонплата и реклама как у немецких ARD и ZDF. Можно даже предложить и финскую модель, когда общественное телевидение финансируется за счет рекламных поступлений частных телеканалов (могу, правда, представить какую это вызовет реакцию у собственников). В конце концов, это может быть  частичное субсидирование государством, как во Франции.

 

А как насчет рекламы?

 

Ее количество должно быть сведено к минимуму уже сейчас, и это моя принципиальная позиция. Мы над этим работаем — думаю, что зрители, например, наших трансляций чемпионата мира по футболу уже это почувствовали. Если же говорить о зарубежном опыте, то на общественных каналах коммерческая реклама отсутствует как, скажем, на BBC, NHK или ее количество незначительно и жестко регламентировано, как на немецких ARD и ZDF, где рекламные поступления составляют 10% и 30% бюджета.

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео