28 Мар 2018, 07:40

Здесь не курят: принципы и лучшие украинские кейсы адвокации

Катерина Одарченко, глава Украинской Ассоциации профессионалов в сфере GR и лоббистов, об отличиях лоббизма и адвокации и главных факторах успеха кампании

В странах Европы и Америки, адвокация — это эффективный инструмент решения социальных проблем — как частных случаев, так и глобальных улучшений. В целом, инструменты адвокации помогают повлиять на общественное мнение, актуализировать определённую проблематику в социуме, а также укреплять демократию и гражданское общество. И если на западе практика цивилизованного лоббизма несёт в себе, прежде всего, коммерческую составляющую, то адвокация — метод, применяемый непосредственно гражданским обществом и общественными организациями. В случае адвокации, влияние на органы государственной власти применяется для достижения не частных интересов, а стейкхолдерами выступает всё общество или его большая часть.

Катерина Одарченко
политический консультант, глава Украинской Ассоциации профессионалов в сфере GR и лоббистов (UAGRPL)

Кейсы адвокации в Украине

Если говорить об Украине, то и у нас достаточно примеров успешных адвокационных компаний. Чаще всего они происходят в столице, так как именно здесь сосредоточенные все государственные институции. Но и в регионах с каждым годом происходит больше кампаний по решению местных проблем. В ряде украинских городов и областей уже не первый год действует система электронных петиций. Автором петиции может стать любой, и, если она наберёт поддержку определённого количества людей, вопрос рассмотрят органы местной власти. 

Яркий пример адвокации, уже не один год, — антитабачная кампания. Её активный участник — общественная организация «Центр общественного представительства «Жизнь». Эта организация, действующая с 2009 года, приложила руку к целому ряду общественных инициатив по принятию законодательной базы для борьбы с курением, а также информирования по данной теме. Ещё в 2009 году они добились введения маркировки с медицинскими предупреждениями на табачной продукции, а в 2012 — чтобы предупреждения занимали 50% упаковки. Организация стала сооснователем «Коалиции общественных организаций и инициатив «За свободную от табачного дыма Украину». Организация участвует в публичных акциях, привлекая известных личностей и общественных авторитетов, сотрудничает с профильными международными обществами. Активисты приложили руку к ряду антитабачных законопроектов, в том числе о запрете курения в общественных местах, запрета рекламы табачных продуктов и повышения соответствующих акцизов. Сейчас организация уже 1,5 года борется за принятие законопроекта №4030а, который призван убрать фактическую рекламу сигарет из точек продаж.

Из недавних успешных примеров стоит упомянуть инициативу Министерства юстиции «Я ИМЕЮ ПРАВО!», в рамках которой подымаются важные правовые вопросы для общества. К примеру, проводится адвокация прав женщин и детей в Украине, акции «Останови насилие против женщин и девушек» и «Чужих детей не бывает». Кампания получила поддержку среди женских общественных организаций, а так же известных медийных лиц, в том числе политиков. Результатом стало принятие закона «Об усилении ответственности неплательщиков алиментов».

Факторы успешной адвокационной кампании

Прежде всего, необходимо сформулировать проблему и найти её первопричину. Чёткое понимание причины даёт возможность направить усилия на её устранение, а не на симптоматику. Анализируя проблему, нужно постоянно задавать вопрос «почему?», пока не докопаетесь до самого корня. Кроме того, это даст возможность создать простой и понятный месседж как для общества, так и для власти о том, что конкретно вы хотите решить. 

После успешной формулировки, нужно проанализировать все внешние факторы. Определитесь с вашей аудиторией, стейкхолдерами; осознайте кто ваши потенциальные союзники и оппоненты. Благодаря этой работе у вас появится схема связи между всеми заинтересованными группами, и вы поймете, как с ними работать. Схема, в свою очередь, даст чёткий план: с кем налаживать партнёрство, каких лидеров мнений привлекать, какую категорию граждан мобилизовать, и даже выявит независимые третьи стороны. 

Переходя к этапу непосредственного налаживания коммуникационной сети, проявляйте гибкость. Помните, что даже солидарные с вами стейкхолдеры, могут иметь отличное от вас видение как проблемы, так и методов её решения. Постоянные споры и нежелание идти на компромисс, могут привести к неудаче в самом начале пути. Не забывайте, что вы должны привлечь как можно более широкий круг поддержки к вашей адвокационной кампании. Так же, не стоит пытаться переубедить радикальных оппонентов, куда эффективнее направить силы на неопределившихся.

Читайте, что нужно знать и уметь PR-pro в GR: объясняет Евгения Поддубна-Смирнова, преподаватель GR Academy и директор по корпоративным отношениям Carlsberg Ukraine.

Для налаживания коммуникационной сети проще всего использовать социальные сети. Инструменты того же Facebook позволяют сформировать активное комьюнити и оповещать обо всех мероприятиях и активностях. Не менее важным для успеха кампании является её материальный ресурс. Без сформированного бюджета вас, увы, постигнет неудача, сколько бы человеко-часов вы бы не вкладывали. Эта проблема так же решаема, и для этого необязательно искать прямых спонсоров. Краудфандинг — финансовая платформа большинства адвокационных кампаний в современном мире. Такие площадки, как GoFundMe достаточно результативны. Однако, международные краудфандингивые сервисы, плохо адаптированы для украинских реалий, а на отечественных аналогах добиться поддержки ещё сложнее. Вторым эффективным решением, может стать продажа мерчендайза с символикой или месседжами кампании. Тут всё зависит исключительно от силы поддержки и доверия вашего комьюнити: готовы ли они пожертвовать монетой для общего успеха, получив взамен сувенир? К тому же это станет отличным испытанием, для серьёзности поставленных целей и задач — насколько они общественно важны. 

Непосредственное воплощение адвокационной кампании крайне индивидуально. Поэтому какие акции проводить, а какие нет — уже ваше решение. Главное, это чтобы вас услышали, увидели, чтобы о вас заговорили. Результатом должно быть приглашение на переговоры непосредственно с представителем власти. Это один из самых ключевых этапов, ведь вы работаете на результат, а не боретесь ради борьбы. Если у вас получилось договориться о такой встрече, то это уже весомая часть успеха, но далеко не вся. Качественно подготовьтесь к переговорам, вы должны быть целиком и полностью компетентны. Помимо этого — проанализируйте людей, с которыми будете вести переговоры, выделите их позицию по данному вопросу и их интересы. Ваша задача — найти общий язык. Во время переговоров постарайтесь сразу изложить все ключевые моменты, ведь если ваши собеседники в целом не сильно заинтересованы проблематикой, они могут начать откровенно скучать, со всеми вытекающими последствиями. 

Ну и финальный этап — анализ результатов. Независимо от того, достигли вы успеха или нет, либо вы посчитаете успех не полным, сделайте работу над ошибками, поймите, нужны ли новые шаги, или этого результата достаточно.


29 МАРТА СОСТОИТСЯ НАГРАЖДЕНИЕ ПЕРВОЙ В УКРАИНЕ ПРЕМИИ «ЛУЧШИЙ GR-СПЕЦИАЛИСТ ГОДА»  


Расскажите друзьям про новость

Новое видео