02 Май 2007, 21:00

8 Часов украинской музыки ежедневно

С 1 февраля этого года, согласно закону О телевидении и радиовещании, количество украинского музыкального продукта в эфире радиостанций с 7 до 23 часов должно составлять 50%. Игроки радиорынка не против подобных перемен. Однако считают, что жесткое выполнение данной нормы на сегодняшний день может сыграть плохую службу радиостанциям

8 Часов украинской музыки ежедневно

С 1 февраля этого года, согласно закону О телевидении и радиовещании, количество украинского музыкального продукта в эфире радиостанций с 7 до 23 часов должно составлять 50%. Игроки радиорынка не против подобных перемен. Однако считают, что жесткое выполнение данной нормы на сегодняшний день может сыграть плохую службу радиостанциям.Мы задали нашим респондентам следующие вопросы:1. Готова ли ваша радиостанция транслировать 50% украиноязычных песен в своем эфире? 2. Как выполнение данной нормы может отразиться на рейтингах вашей радиостанции?3. Насколько целесообразно котирование национального продукта и как подобные методы регулирования могут сказаться на рынке в целом?Леонид Сенкевич, программный директор Хит ФМ; 1 Трансляция 50% украинской музыки — это требование закона. Пусть мы и не согласны с таким мнением законодателя, но выполнять закон мы обязаны. При этом продолжаем вести диалог с законодателем о целесообразности введения такой квоты.2 На рейтингах Хит ФМ это не отразилось. По крайней мере, пока. Более того — мы отмечаем рост рейтингов Хит ФМ на протяжении последних 9 месяцев, в том числе и в феврале-марте, когда квота стала действовать.3 Логика законодателя понятна — поддержка национальных исполнителей. Но, на наш взгляд, украинский рынок (в первую очередь, рынок шоу-бизнеса) не готов обеспечить квоту в 50%. Пока нет такого объема хитовой музыки в самых разнообразных форматах, чтобы это прошло безболезненно для радиорынка. Думаю, что сегодня рынок готов только к 20-25%-ной квоте, не более. На практике это может привести к некоторому размыванию и усреднению форматов. Пострадает, в первую очередь, радиослушатель, который может вместо своей любимой станции получить не очень любимую станцию. То есть квота может негативно отразиться в целом на слушании радио. И это самое печальное. Евгения Стрижевская, программный директор Радио Ренессанс:1 Радио Ренессанс имеет возможность транслировать украинскую музыку, больше того, радио делало это и до принятия соответствующего закона. А значит, искренне желает поддержать отечественного производителя. Но, конечно, не в таком количественном соотношении, как это прописано в нормативном акте. Почему? Дело в том, что если поп- и рок-структура являются более-менее развитыми, то джазовая общественность находится в другом состоянии. Проблема не в том, что у нас нет профессиональных джазменов (хотя, честно говоря, их недостаточно), а в том, что их невозможно услышать и передать в эфир. Не все могут позволить себе записать и выпустить альбом — эта область только начинает развиваться, не все украинские фестивали, к сожалению, позиционируют себя как популяризаторы украинского джаза, а если и приглашают наших музыкантов, то из года в год одних и тех же. Джазовых клубов даже в столице нет. Джазовым образованием никто не занимается, за исключением некоторых педагогов и меценатов-энтузиастов. Другими словами, здесь вопрос не в украинской продукции как таковой, а в том, что ее хотят, но не имеют возможности создавать. Она мало кому интересна, как, собственно, и украинская культура. По этой и другим причинам много украинских композиций в эфире Радио Ренессанс могут повторяться по несколько раз в день. Конечно, все это может быть полезным для самих джазменов…Еще один сложный момент — технический, т. е. технические трудности с ротационной программой.2 Около половины аудитории Радио Ренессанс — очень обеспеченные люди. Большинство из них не заинтересовано в отстаивании национальных интересов украинского радиоэфира. Аудитории нужна красивая, спокойная, комфортная музыка. К сожалению, украинской музыки в стиле Ренессанс немного, и ее звучание отличается от «фирменных» треков. Но при этом наши интерактивные опросы показывают огромную востребованность проекта Зі світу по нитці, который представляет украинскую музыку в эфире радиостанции. Сейчас невозможно четко прогнозировать падение рейтинга.3 Когда что-то делается силовыми методами, то это не приносит большого удовольствия и вдохновения. 50% — сегодня это очень большая цифра. Профессиональный музыкальный рынок пока не производит столько продукции, которая могла бы украсить эфир любой радиостанции. С другой стороны, популяризация других культур невозможна без популяризации своей собственной. Но для решения этих задач необходимо найти золотую середину.Радиостанции на данном этапе не имеют возможности решать подобные задачи. Для этого нужно не только огромное желание одной структуры, одного звена. Рекординги, лейблы, студии, организаторы, деятели, музыканты, спонсоры, фестивали — все должны быть заинтересованы в том, чтобы в эфире звучала украинская музыка. И чтобы делалось это не силовыми методами, а с гордостью за то, что мы можем представлять и популяризовать свою музыку.Игорь Хомин, исполнительный директор Всеукраинской радиосети МЕЛОДИЯ: 1 У нашей компании достаточно творческого потенциала и профессионализма, чтобы соответствовать действующим законам, даже если они не совершенны, и оставаться коммерчески успешным проектом. Но мы поддержим решение индустрии, если она выступит с предложениями о внесении изменений в законодательство, чтобы сохранить и развить динамику рынка.2 Если решать задачу в лоб, что называется, то достаточно негативно, причем как для индустрии, так и для исполнителей. Поскольку, в частности, в Киеве, а это один из главных медийных радиорынков страны, уровень конкуренции достаточно высок, а крутить будут только самые популярные отечественные хиты, которых на текущий момент не так уж и много, что в результате приведет к оттоку средств из радиоиндустрии в целом и еще большему перемещению в сторону телеканалов и наружки с прессой — а кому нужны однотипные медианосители! Для исполнителей это тоже ничем хорошим не закончится: если вас кормить одним и тем же блюдом изо дня в день, какая у вас реакция будет, скажем, день на пятый? Думаю, большой любви к этому блюду у вас не возникнет, как и приятных ассоциаций при его упоминании.3 Закон надо выполнять в той редакции, в которой он действует на текущий день. Надо вносить законодательную инициативу об изменениях в закон или, как минимум, договариваться крупным вещателям и контролирующему органу, Нацсовету, об одинаковом видении отдельных позиций этого закона. Что позволило бы устранить существующие на текущий момент противоречия, которые грозят перерасти в открытое противостояние между Нацсоветом и отдельными вещателями, а это, в свою очередь, может перерасти в выборочное давление на отдельные СМИ, поскольку к процессу быстро присоединятся люди, не имеющие отношения к сути вопроса, но желающие воспользоваться ситуацией для перераспределения рынка.Андрей Уренев, программный директор Просто Ради.О, Киев: 1 Для нас всегда самым важным было качество музыкального материала, попадавшего в наш эфир. Только качественная зарубежная и отечественная рок и поп-музыка (Sting, A-Ha, George Michael, Dire Straits, Simply Red, Lisa Stansfield, Моральный Кодекс, Вопли Видоплясова, Океан Эльзы, Гайтана и др.). Упор всегда делался на западную музыку, и наша целевая аудитория, согласно исследованиям, предпочитает именно ее. Мы не играли музыкальный материал, художественная ценность которого сомнительна. И хотели бы так поступать и впредь. Но со вступлением в силу закона, подразумевающего квотирование, становится невозможным поддержание качества эфира на должном уровне. Так как количество достойного отечественного музыкального материала крайне ограничено. Музыкантов, играющих подходящую музыку в формате и стиле Просто, можно сосчитать по пальцам рук. Такое их количество не идет ни в какое сравнение со многими сотнями западных музыкантов, попадающих под наши критерии. 2 После того как мы были вынуждены поставить в эфир 35% украинских песен (вторая ступень по Меморандуму), наша аудитория на следующей неделе упала в разы (есть соответствующие исследования, изменения зафиксированы). Даже такие грамотные исполнители, как Гайтана, Крихітка Цахес, Esthetic Education и Океан Эльзы, могут, мягко говоря, очень сильно надоесть, если их «перекрутить» (что и происходит). А с введением пятидесяти процентов наше существование в принципе оказалось под угрозой. В гостевой книге нашего сайта сотни слушателей оставляют свои негативные комментарии по поводу изменений музыкальной составляющей нашего эфира и обещают больше никогда не слушать Просто Ради.О, которое их предало, став похожим на десяток других станций.3 Выполнение этого закона ставит под удар радиорынок в целом и существование многих станций в частности. В данной ситуации повезло лишь станциям, играющим народный поп, большей частью, кстати, русскоязычный (который рассчитан на не очень привередливую в музыкальном смысле публику и который имеется в избытке) и станциям, работающим с музыкой ретро, так как весь музыкальный материал, выпущенный в СССР до 1991 года, разрешено приравнять к национальному продукту. А что делать станциям типа Ренессанс, играющим, например, джаз? Думаю, надо спасать радио. Оно того стоит. Тем более что перед глазами есть печальный опыт соседней Беларуси, где квота национального продукта составляет 75%. По данным независимых исследовательских агентств, аудитория белорусского коммерческого радио сократилась на 90%! Падение интереса к радио в Украине также можно уже заметить по маркетинговым исследованиям, например, по данным компании TNS. Дмитрий Турчин, музыкальный директор Music Радіо 101,5 Киев: 1 Квота подразумевает 50% музыкального материала, авторами и (или) исполнителями которого являются украинцы (группы, музыканты, певцы, оркестры и т.д.). Если Александр Пономарев и Ани Лорак, к примеру, поют на английском — это национальный продукт. Или Национальный Симфонический Оркестр, исполняющий Времена года Вивальди, — тоже «наш» материал.Радиостанция МusicРадiо давно была готова вводить эту квоту в эфире и, собственно, уже третий месяц так работает. Сложность заключалась в поиске самого материала, но это оказалось делом времени.2 Безусловно, рейтинг от этого выше не станет. Сейчас мы наблюдаем некоторое падение показателей, но для нас главным вопросом было мастерство сохранения стилистики радиостанции, поиска и подбора форматной музыки. Ведь пошатнувшиеся рейтинги — явление закономерное в данной ситуации, а главное — временное. По прошествии некоторого времени ситуация выровняется, ведь все радиостанции — в равных условиях, и уж явно не наличие или процентное соотношение украинской музыки в эфире является показателем качества продукта радиостанции, а значит, и оценки ее слушателями. 3 Есть и «за» и «против». Лично я за развитие украинской музыки. Но, по моему твердому убеждению, для этого нужна поддержка со всех сторон: от государства до самих ТРК. Я считаю, что ТРК, не отказываясь от правила 50%-ной квоты, уже существенно помогают молодым артистам. Доказательством тому могут послужить изменения, происшедшие за последние полгода на отечественном рынке шоу-бизнеса. Возросло количество и улучшилось качество новой музыки. Если некоторые радиостанции этого не замечают, жаль.Виктория Валькович, программный директор NRJ Radio:1 Радиостанция NRJ готова транслировать 50% украиноязычных песен в эфире. Трудность выполнения данного закона нашей радиостанцией заключается в том, что на сегодняшний день на рынке существует небольшое количество материала, которое соответствовало бы формату NRJ, что, в свою очередь, приводит к однообразию эфира. 2 На рейтингах это отразится, на мой взгляд, негативно, поскольку качество украинской музыки, увы, оставляет желать лучшего. Музыкантов, производящих более или менее качественный продукт, который бы соответствовал мировым стандартам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому приходится забивать эфир тем, что есть…3 Считаю, что квота 50% — мера преждевременная, следует сократить квоту хотя бы до 25-30%. Для того чтобы не терять рейтинги и оставаться интересным для слушателей, необходимо, повторяю, предлагать качественный продукт. Должно пройти какое-то время, чтобы уровень украинской музыки существенно вырос.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео