2/3 маркетологов Украины работают в Киеве
Эксперты компании rabota.ua составили портрет современного украинского маркетолога, проанализировав рынок труда с октября 2009 по сентябрь 2010 года. Несмотря на отголоски кризиса на рынке маркома оказалось, что 9 из 12 месяцев маркетологи пользовались повышенным спросом, больше всего эти эксперты нужны в отрасли «Реклама и PR-услуги», а Киев по-прежнему обеспечивает 2/3 спроса.
Количество предложений
Руководитель по маркетингу 9 из 12 месяцев пользовался спросом выше среднего.
Первый всплеск активности работодателей наблюдался в апреле, когда число вакансий увеличилось на 55%. Второй существенный скачок спроса произошел в июле — на 43%.
Летом 2010 года специальность на руководителей по маркетингу в три раза увеличился спрос, по сравнению с положением в октябре 2009 года.
Рисунок 1. Динамика размещения вакансий по специальности и в целом по рынку труда за октябрь 2009 — сентябрь 2010г. (октябрь2009=100%).
ТОП-8 отраслей
Больше всего в руководителях по маркетингу последние три месяца нуждаются отрасли «Реклама и PR-услуги» и «Торговля розничная / Retail». Они размещают 30% всех профильных вакансий. Три четверти общего спроса на руководителей по маркетингу формируют такие отрасли:
-
Реклама и PR-услуги
-
Торговля розничная / Retail
-
FMCG
-
Промышленность и производство
-
Медиа / СМИ / Интернет
-
Торговля оптовая / Дистрибуция / Импорт-экспорт
-
Отели / Рестораны / Развлекательные комплексы
-
IT — разработка ПО, консалтинг, услуги.
В два раза — с 8 до 16% — увеличилась доля вакансий в компаниях, предоставляющих рекламные и PR-услуги, в последние месяцы. Заметно вырос удельный вес FMCG сектора — если во 2-м квартале здесь размещалось 4% профильных вакансий, то в 3-м квартале уже 9%. Также увеличилась роль медийного бизнеса как работодателя для управленцев-маркетологов — с 5 до 8% по числу вакансий.
Вместе с тем, в структуре спроса значительно сократилась доля вакансий в промышленно-производственном секторе (с 12 до 9%), оптовой торговле/дистрибуции (с 12 до 7%) и в IT-компаниях (с 8 до 5%).
Размер компании и вакансии маркетологов
Почти в два раза по сравнению с 1-м кварталом 2010 г. уменьшился процент вакансий, небольшими компаниями с количеством персонала до 20 сотрудников. Увеличилась до 34% доля компаний средней величины, в которых насчитывается от 100 до 500 сотрудников.
Таким образом, спрос перераспределился между малыми компаниями и более крупными игроками в пользу последних.
Конкуренция на рынке труда
Самый высокий уровень конкуренции на позицию руководителя по маркетингу наблюдался в 1-м квартале — в среднем 21 соискатель на 1 вакансию.
Тенденция к снижению обусловлена увеличением спроса более быстрыми темпами, чем предложения на рынке. В результате, конкурс на 1 вакансию в 3-м квартале составлял 17 соискателей.
Вакансии по регионам
Вакансии для руководителей по маркетингу размещаются преимущественно киевскими компаниями по месту расположения рабочего офиса. Столица обеспечивает 2/3 спроса.
Вместе с тем, изменения, происходящие в региональной структуре спроса, свидетельствуют об уменьшении доли столичных предложений.
Если в 1-м квартале 2010 г. работа в Киеве предлагалась в 70% профильных вакансий, то по итогам 3-го квартала — этот показатель упал до 63%.
За счет сокращения доли Киева увеличилась доля крупных регионов Украины (городов-миллионников), на которые в 3-м квартале приходилась треть всех вакансий.
Перераспределение спроса между регионами может означать рост активности работодателей, прежде всего в крупных украинских городах. То есть растет конкуренция столице в отношении таких предложений по работе.
Рисунок 5. Региональная структура размещенных вакансий за 1-3кв.2010г.
Чего хотят работодатели?
Работодатели выдвигают следующие основные требования к потенциальным кандидатам:
-
Высшее экономическое образование/маркетинг;
-
Знание иностранного языка (чаще всего английского);
-
Знание специфики управления маркетинговыми каналами;
-
Опыт маркетингового планирования;
-
Опыт управления портфелем брендов, продуктов;
-
Опыт проведения рекламных кампаний, участия в маркетинговых мероприятиях и PR-акциях;
-
Знание специфики отраслевого рынка/профессиональной области, а также законодательной базы, регулирующей деятельность отрасли.
Практически в каждой вакансии по рассматриваемому профилю требуется знание английского языка на уровне не ниже среднего. В 40% предложений по работе от соискателей требуют знания английского как минимум на продвинутом уровне, а зачастую и свободного владения этим языком.
В большинстве случаев от соискателей требуется опыт работы от 2 до 5 лет, реже — более 5 лет. Опыт работы менее 2 лет допускается только в 10-15% вакансий. Интересно, что сравнительно с началом года существенно снизилась «планка» требований относительно опыта. Если в 1-м квартале от кандидатов требовали более чем 5 лет опыта в 44% вакансий, то уже в 3-м квартале — только в 25%.
Екатерина Суховий