29 Окт 2010, 06:43

2/3 маркетологов Украины работают в Киеве

Эксперты компании rabota.ua составили портрет современного украинского маркетолога, проанализировав рынок труда с октября 2009 по сентябрь 2010 года. Несмотря на отголоски кризиса на рынке маркома оказалось, что 9 из 12 месяцев маркетологи пользовались п

2/3 маркетологов Украины работают в Киеве

 

Эксперты компании rabota.ua  составили портрет современного украинского маркетолога, проанализировав рынок труда с октября 2009 по сентябрь 2010 года. Несмотря на отголоски кризиса на рынке маркома оказалось, что 9 из 12 месяцев маркетологи пользовались повышенным спросом, больше всего эти эксперты нужны в отрасли «Реклама и PR-услуги», а Киев по-прежнему обеспечивает 2/3 спроса.

 

Количество предложений

Руководитель по маркетингу 9 из  12 месяцев пользовался спросом выше среднего.

 

Первый всплеск активности работодателей наблюдался в апреле, когда число вакансий увеличилось на 55%. Второй существенный скачок спроса произошел в июле — на 43%.

 

Летом 2010 года специальность на руководителей по маркетингу в три раза увеличился спрос, по сравнению с положением в октябре 2009 года.

 

Рисунок 1. Динамика размещения вакансий по специальности и в целом по рынку труда за октябрь 2009 — сентябрь 2010г. (октябрь2009=100%).


 

ТОП-8 отраслей

Больше всего в руководителях по маркетингу последние три месяца нуждаются отрасли «Реклама и PR-услуги» и «Торговля розничная / Retail». Они размещают 30% всех профильных вакансий. Три четверти общего спроса на руководителей по маркетингу формируют такие отрасли:

  • Реклама и PR-услуги

  • Торговля розничная / Retail

  • FMCG

  • Промышленность и производство

  • Медиа / СМИ / Интернет

  • Торговля оптовая / Дистрибуция / Импорт-экспорт

  • Отели / Рестораны / Развлекательные комплексы

  • IT — разработка ПО, консалтинг, услуги.

 

В два раза — с 8 до 16% — увеличилась доля вакансий в компаниях, предоставляющих рекламные и PR-услуги, в последние месяцы. Заметно вырос удельный вес FMCG сектора —  если во 2-м квартале здесь размещалось 4% профильных вакансий, то в 3-м квартале уже 9%. Также увеличилась роль медийного бизнеса как работодателя для управленцев-маркетологов — с 5 до 8% по числу вакансий.

 

Вместе с тем, в структуре спроса значительно сократилась доля вакансий в промышленно-производственном секторе (с 12 до 9%), оптовой торговле/дистрибуции (с 12 до 7%) и в IT-компаниях (с 8 до 5%).

 

Размер компании и вакансии маркетологов

Почти в два раза по сравнению с 1-м кварталом 2010 г. уменьшился процент вакансий, небольшими компаниями с количеством персонала до 20 сотрудников. Увеличилась до 34% доля компаний средней величины, в которых насчитывается от 100 до 500 сотрудников.

 

Таким образом, спрос перераспределился между малыми компаниями и более крупными игроками в пользу последних.

 

Конкуренция на рынке труда

Самый высокий уровень конкуренции на позицию руководителя по маркетингу наблюдался в 1-м квартале — в среднем 21 соискатель на 1 вакансию.

 

Тенденция к снижению обусловлена увеличением спроса более быстрыми темпами, чем предложения на рынке. В результате, конкурс на 1 вакансию в 3-м квартале составлял 17 соискателей.

 

Вакансии по регионам

Вакансии для руководителей по маркетингу размещаются преимущественно киевскими компаниями по месту расположения рабочего офиса. Столица обеспечивает 2/3 спроса.

 

Вместе с тем, изменения, происходящие в региональной структуре спроса, свидетельствуют об уменьшении доли столичных предложений.

 

Если в 1-м квартале 2010 г. работа в Киеве предлагалась в 70% профильных вакансий, то по итогам 3-го квартала — этот показатель упал до 63%.

 

За счет сокращения доли Киева увеличилась доля крупных регионов Украины (городов-миллионников), на которые в 3-м квартале приходилась треть всех вакансий.

 

Перераспределение спроса между регионами может означать рост активности работодателей,  прежде всего в крупных украинских городах. То есть растет конкуренция столице в отношении таких предложений по работе.

 

Рисунок 5. Региональная структура размещенных вакансий за 1-3кв.2010г.

 


 

Чего хотят работодатели?


Работодатели выдвигают следующие основные требования к потенциальным кандидатам:

  • Высшее экономическое образование/маркетинг;

  • Знание иностранного языка (чаще всего английского);

  • Знание специфики управления маркетинговыми каналами;

  • Опыт маркетингового планирования;

  • Опыт управления портфелем брендов, продуктов;

  • Опыт проведения рекламных кампаний, участия в маркетинговых мероприятиях и PR-акциях;

  • Знание специфики отраслевого рынка/профессиональной области, а также законодательной базы, регулирующей деятельность отрасли.

 

Практически в каждой вакансии по рассматриваемому профилю требуется знание английского языка на уровне не ниже среднего. В 40% предложений по работе от соискателей требуют знания английского как минимум на продвинутом уровне, а зачастую и свободного владения этим языком.

 

В большинстве случаев от соискателей требуется опыт работы от 2 до 5 лет, реже — более 5 лет. Опыт работы менее 2 лет допускается только в 10-15% вакансий. Интересно, что сравнительно с началом года существенно снизилась «планка» требований относительно опыта. Если в 1-м квартале от кандидатов требовали более чем 5 лет опыта в 44% вакансий, то уже в 3-м квартале — только в 25%.

 

Екатерина Суховий

 

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео