25 Мар 2008, 20:34

Заманчивые перспективы

Рынок полиграфических услуг Украины отличает динамичный рост, заманчивые перспективы и быстрый оборот средств. По мнению ведущих игроков, этому способствует увеличение рынка периодики и развитие рекламного сектора

Заманчивые перспективы

Рынок полиграфических услуг Украины отличает динамичный рост, заманчивые перспективы и быстрый оборот средств. По мнению ведущих игроков, этому способствует увеличение рынка периодики и развитие рекламного сектора. Если заглянуть в «Желтые страницы» или Kiev Directly, только в Киеве типографий больше сотни. Большинство из них специализируются на печати этикеток и рекламной продукции. На печати газет и журналов специализируется около 20 типографий, но львиную долю (90%) контролирует тройка лидеров — «Блиц принт» (35% рынка), «Юнивест Принт» (около 29%) и «Новый друк» (24%). По мнению игроков медийного рынка, такая ситуация приводит к неоправданно высоким ценам на полиграфические услуги. «На данный момент, если говорить с позиции цены, то на рынке типографий не хватает одного-двух крупных игроков, таких как ОТ «Блиц-Принт», для создания более плотной конкуренции среди больших игроков производства (печати) полиграфической продукции», — говорит Ярослав Мамаев, руководитель департамента допечатной подготовки и производства издательства «Эдипресс Украина». Острые углы Развитие рынка полиграфических услуг зависит от ряда факторов. Во-первых, сезонные колебания стоимости бумаги. Причем колебания могут быть как в сторону повышения, так и в сторону понижения стоимости. «Главная проблема отрасли — полная нестабильность цен на бумагу. Это вызвано рядом причин — от политических до экономических. Так, из-за низкого качества отечественной бумаги многие типографии вынуждены покупать ее за рубежом», — говорит Владимир Заблоцкий, генеральный директор «Мега Полиграф». Стоимость импортной бумаги привязана к евро и любые колебания валют вызывают удорожание стоимости печати и, соответственно, удорожание прессы. «Ни печатники, ни издатели не готовы брать на себя дополнительные расходы», — говорит Петр Коваленко, руководитель отдела подписки и распространения издательства «Экономика». Кроме цен на бумагу, на развитие издательского дела влияют и низкие производственные мощности. Полиграфическое оборудование стоит дорого, поэтому многие типографии покупают подержанные машины и устаревшие модели. Но общая тенденция появления новых изданий и увеличения тиражей подталкивает украинские типографии к модернизации оборудования и расширению площадей. Так, по словам Дмитрия Легейды, директора департамента продаж европейской типографии «Юнивест Принт», большинство отечественных предприятий слабо автоматизированы, они начинают свою автоматизацию с допечатных процессов, в то время как послепечатное оборудование большинства фирм устаревшее и не поддерживает произведения автоматических настроек. Так, переход на полноцветную печать стал настоящим прорывом на газетном рынке Украины, позволив ежедневным газетам выходить в цвете. Кроме полноцветной печати, типографии предлагают использовать так называемые цветные вкладки. Печать с автоматизированной цветной вкладкой на сегодня производят только две типографии — «Новый друк» и «Юнивест Принт», но, по неофициальной информации, подобное оборудование собирается покупать и их ближайший конкурент — «Блиц Принт». В целом парк полиграфических машин постепенно обновляется. «Новый друк» в феврале этого года установил новую офсетную ротационную машину фирмы Heidelberg M-600, позволяющую производить печать со скоростью 40 тыс. листооттисков в час. «Юнивест Принт» в 2006 году приобрел машину офсетной печати без сушки Wifag OF-9, позволившей типографии войти в сегмент газетной печати. Благодаря этим шагам украинские ттипографии постепенно усиливают свои позиции как на внутреннем, так и на зарубежном рынке, в том числе в России. Так, компания «Юнивест Маркетинг» открыла собственный филиал в России «Юнивест-Москва», и кроме украинских изданий, печатает еще и российские журналы. По словам игроков рынка, успех украинских полиграфистов на российском рынке закономерен — в Украине нет пошлины на ввоз импортной печатной бумаги, в то время как российские печатники вынуждены оплачивать эту пошлину в размере 15% от стоимости бумаги. Еще одним минусом украинских типографий является их расположение — большинство типографий находятся в Киеве и пригородах — Фастове («Юнивест Принт»), Вышгороде (ЗАО «Сегодня Мультимедиа»). Издатели довольны — большинство прессы имеет «киевскую прописку», и близость к столице позволяет проконтролировать процесс печати, но дистрибуторы жалуются. «Из-за существующей политики изданий — печатать только в киевских типографиях — пресса поступает к подписчикам, в лучшем случае, к обеду, а чаще всего на второй-третий день. Это приводит к тому, что ежедневки в регионах неактуальны. Я понимаю, что печатать в Киеве лучше — это дешевле, меньше брака, лучше оборудование, но в результате наши машины ждут тираж из типографий до 11-12 часов ночи. Пока только «Факты» печатаются в региональных типографиях», — говорит Игорь Кравец, генеральный директор «Укрпочты». Печать своими силами или на стороне? Несмотря на очевидные успехи, сами игроки рынка полиграфических услуг признают, что пока в Украине нет типографии, которая может предложить печать ежедневных газет объемом более 40 полос. «Толстые издания объемом от 40 полос мы можем печатать только в еженедельном формате. На ежедневную работу такого объема нет мощностей», — утверждает Владимир Заболоцкий. Эту проблему издатели решают по-разному. Некоторые предпочитают печать за рубежом. Так, изначально запуская проект «Эксперт Украина», владельцы издания планировали печатать его, так же как и российский аналог, в Финляндии, и только со временем решились довериться типографии «Юнивест Принт». «За рубежом печататься намного дешевле, качество выше, но в Украине есть возможность проконтролировать процесс печати», — говорит Александр Решетников, арт-директор «Эксперт Украина». Некоторые инвестируют в строительство собственных типографий, предпочитая самостоятельно контролировать весь процесс печати и не зависеть от их милости. Именно так развивается «Украинский Медиа Холдинг» и ЗАО «Сегодня Мультимедиа». По словам Игоря Гужвы, главного редактора газеты «Сегодня», покупка собственной типографии была вынужденым шагом, так как реализовать творческие планы компании ни одна киевская типография не могла. На сегодня возможности предприятия позволяют печатать издания формата А2 вплоть до 80 полос с комбинированной цветностью, а также полноцветную печать таблоидов А3 до 64 полос. Инвесторы и собственники Музыку на полиграфическом рынке Украины заказывают собственники типографий. Так, например, владельцем типографии в Вышгороде является ЗАО «Сегодня Мультимедиа», входящее в структуру «СКМ». «Мы хотим чтобы в течение ближайших пяти лет доля постиндустриальных направлений выросла до 30%», — говорит Олег Попов, генеральный директор «СКМ». Еще один тип инвесторов — издательские дома, активно развивающие типографии как отдельное направление бизнеса. Так, в активе «УМХ» собственная типография «Укрполиграфмедиа», печатающая как издания холдинга, так и книги. Образцовая типография «Блиц Принт» входит в холдинг «Блиц Информ» и, кроме печати изданий 13 издательских домов, типография специализируется на производстве рекламной полиграфии и упаковок. Компания «Юнивест Маркетинг» издает журналы «Пропозиція» и «Огородник». Со временем под увеличивающиеся объемы этих изданий пришлось создавать собственные печатные мощности. В 1996 году типография выделилась в отдельный бизнес: сегодня там печатается около сотни журналов и каталогов, а на ее долю приходится около 30% украинского рынка полиграфических услуг. По мнению игроков рынка, со временем печатный рынок будет развиваться по пути сегментации. Уже сейчас тройка лидеров полиграфического рынка уходит в развитие специализированных услуг. Так, «Новый друк» специализируется на газетной печати, «Блиц Принт» — монополист в сегменте глянца, а «Юнивест Принт» лидирует в сегменте коллекционных изданий, не только печатая их многомиллионными тиражами, но также выполняя весь комплекс послепечатной доработки изданий и доставку экспортной продукции. Инвестиции в собственное полиграфическое производство могут составить от 500 тыс. евро до десятка миллионов евро, в зависимости от мощностей и модернизации типографии. Для сравнения, новая офсетная ротационная машина фирмы Heidelberg M-600, установленная в этому году типографией «Новый друк» стоит около 5 млн. евро. Инвестирование в полиграфический бизнес имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести независимость от привлеченных типографий и возможность создания типографии «под себя» с необходимыми мощностями и качеством (для издательств), а также возможность контроля качества печати. К минусам — это высокозатратый бизнес, требующий постоянной модернизации, а также имеющий слабые перспективы ввиду очень активного развития Интернета и перехода изданий в онлайн-версию. Полиграфический рынок подвержен колебаниям. В значительной мере они обусловлены зависимостью этого рынка от цен на импортное сырье. Так, ввиду низкого качества отечественной бумаги, львиная доля изданий печатается на бумаге зарубежного производства (преимущественно завозится из Финляндии, Китая и Польши). Стоимость импортной бумаги привязана к евро и любые колебания валют вызывают удорожание стоимости печати и, соответственно, удорожание прессы. Так, с первого марта стоимость финской бумаги в среднем выросла на 10-15% за тонну. Доли типографий на рынке Украины Источник: данные компаний Мнения игроков рынка Надежда Квитка, первый заместитель генерального директора типографии ООО «Новый друк»На сегодня структура заказов типографии в процентном соотношении составляет приблизительно 70% — пресса и 30% — рекламные материалы. Для привлечения новых клиентов мы, как и наши основные конкуренты, можем предложить только хорошее качество и соблюдение сроков печати, но несмотря на это, многие издательства поступают не очень корректно: за малейший промах — штрафуют, хотя на самом деле готовы за меньшие деньги печатать в плохой типографии. Мой прогноз развития рынка полиграфических услуг — рост сегмента газетно-журнальной полиграфии. Дмитрий Легейда, директор департамента продаж европейской типографии «Юнивест Принт» В процентном соотношении на сегодняшний день структура заказов типографии составляет: приблизительно 46% — периодика, 30% — каталоги, 24% — партвоки. 70% нашей клиентской базы составляют известные западные издательские дома, такие, как «Бурда», «Эдипресс», GeFabri, «ДеАгостини», «АСТ». На украинском и российском рынке нашими партнерами является издательство «Картель», ИД ITC, «Открытые системы» и многие другие. Что касается рынка торговых каталогов, то здесь мы сотрудничаем с глобальной торговой сетью Меtrо Cash & Carry, компанией AVON и многими другими. На данный момент компания является монополистом на рынке коллекционных изданий, доля рынка торговых каталогов — более 50%, на рынке же журнальной продукции ее доля составляет около 30%, а в нынешнем году планируется увеличение этого показателя. Приблизительно 25% своей продукции мы сейчас экспортируем в страны ближнего зарубежья, главным образом, в Россию. Рынок полиграфических услуг очень разнообразен по используемым технологиям и продуктам (упаковочная продукция, рекламная и периодика). Современная полиграфия — это активно развивающийся рынок — как в странах Восточной Европы, так и в странах СНГ. Динамика рынка в целом имеет положительный вектор, так как рынок постоянно растет, увеличивается количество новых игроков и физические объемы выпускаемой продукции. Мой прогноз: — известные международные бренды продолжат экспансию на украинский рынок прессы; — рынок будет иметь тенденцию к специализации. Мнения издателей Ярослав Мамаев, руководитель департамента допечатной подготовки и производства издательства «Эдипресс Украина» У издательского дома «Эдипресс Украина» нет собственных типографий на территории Украины. Поэтому мы печатаем наши издания в двух типографиях: ОТ «Блиц Принт» и «Юнивест Принт». Мы выпускаем большое количество изданий и специальных выпусков, поэтому одно из главных требований при выборе типографии — это достаточное количество печатного и послепечатного оборудования для печатания наших изданий в полном объеме, в требуемый срок. Наши приоритеты в выборе типографии — это цена, качество и соблюдение сроков производства. Начало сотрудничества издательского дома «Эдипресс Украина» с типографиями: ОТ «Блиц Принт» — с 2003 года, «Юнивест Принт» с 2002 года. Могу сказать, в ходе работы любого производства есть маленькие и большие проблемы, в основном, производственного характера. Мы с ними не боремся, а участвуем в диалоге для скорейшего разрешения посредством договоренностей для получения совместного удобного и выгодного решения. Александр Зорг, генеральный директор ИД «Бурда-Украина» ИД «Бурда-Украина», в портфолио которого более чем 30 периодических изданий, печатает свои журналы в различных типографиях и в Украине, и за рубежом. Решающим фактором при выборе типографии является, в первую очередь, соотношение цены и производительности для данного заказа на печать, а также особенности данного журнала. Так, например, для журнала Playboy с его особыми параметрами печати и множеством специальных рекламных приложений выдвигаются другие требования, чем для еженедельного издания с тиражом более 260 000 экземпляров, как, например, «Отдохни!», или же для глянцевого журнала в мини-формате с тиражом 100 000 (как MINI) другие требования, чем для кроссвордных изданий. Место печати может меняться, и у нас нет указания отдавать предпочтение типографии холдинга Hubert Burda Media, это может быть любая типография, которая убедит нас своим качеством и сервисными услугами. На самом деле, на данный момент в Украине мало типографий, которые по своему качеству и соотношению цены и производительности достигают уровня иностранных конкурентов. Анна Зайцева, главный редактор «КОСМО news» (корпоративное издание ТС «КОСМО») ТС «КОСМО» уже более года выпускает ежемесячный журнал «КОСМО news». И на этапе тестирования проекта и печати пробных номеров мы сталкивались с различными проблемами при работе с подрядчиками — как с посредниками, так и с типографиями. Для нас важно курировать всю цепочку создания журнала. Ведь при личном контакте легче выстроить прочные партнерские и дружеские отношения, которые так важны при решении кризисных ситуаций… Ведь ни настроение копирайтера или дизайнера, ни загрузка типографии, ни задержка бумаги на границе не должны повлиять на конечный результат. К сожалению, в работе с типографией существует множество «подводных камней», предвидеть и избежать которых можно лишь изучив специфику дела. Считаю, что личный контроль позволяет определить этап, на котором возникла ошибка, и устранить ее возникновение впоследствии. При первых шагах основным критерием при выборе подрядчика для нас был гибкий график сдачи макетов в печать без нарушения сроков выхода из печати. На сегодняшний же день мы сосредотачиваем внимание на качестве, которое обеспечивает наша типография. Кроме того, ее плюсом является ответственное отношение к работе, начиная от директора и клиент-менеджера, заканчивая печатником и фальцовщиком.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео