TikTok-тренд о «традиционных женах»: при чем здесь библейские гендерные роли и политика
09 Май 2024, 13:47

TikTok-тренд о «традиционных женах»: при чем здесь библейские гендерные роли и политика

Поэтесса и журналистка Фортеса Латифи исследовала, какое отношение религия имеет к тренду «традиционных жен» в TikTok.

Кажется, что традиционные жены TikTok есть везде.

За последний год мы стали свидетелями взлета тренда «традиционных жен», прославляющих то, что называют «соблазнительной простотой» в своем образе жизни, который преподносит традиционные гендерные роли и делает дом женской территорией. Традиционные жены — это женщины, которые ценят создание домашнего уюта как навык и склоняются к традиционным гендерным ролям, часто подчиняясь своим мужчинам. В социальных сетях существуют разные бренды «традиционных жен»: одни носят скромную одежду и выращивают собственную пищу, другие носят современную одежду и имеют идеальный макияж. Но в основном их объединяет несколько важных качеств: их видео приятны и привлекательны, а их образ жизни кажется освежающим путешествием в мир, менее сложным, чем наш, когда женщины отвечали за красоту своих домов и ухаживали за своими детьми.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Против этой, казалось бы, растущей волны инфлюэнсеров, которые обещают женщинам свободу в пределах их домов, было немало сопротивления, а само движение связывали с ультраправыми силами. Но у этих видео есть еще один слой, который, по мнению некоторых, не осознается в полной мере. Под тонким слоем идеализированного домохозяйства скрываются идеалы, почерпнутые из часто фундаменталистских религиозных ценностей, некоторые из которых могут являться механизмами контроля над женщинами.

«Нельзя игнорировать религиозные устои, — говорит Джо Пьяцца, автор и ведущая подкаста «Под влиянием», который частично исследует феномен «традиционных жен». — Принципы «традиционных жен», которые говорят, что женщины должны быть покорны своим мужьям и отказываться от всей своей воли, напрямую связаны с крайними патриархальными евангельскими взглядами».

Не обязательно быть религиозной, чтобы стать традиционной женой, хотя многие из них такие. Инфлюэнсер Нара Смит, известная тем, что готовит своим детям каши с нуля, и Ханна Нилман, более известная под ником Ballerina Farm, мать восьмерых детей, которая доит коров, печет, танцует и участвует в конкурсах красоты, обе мормонки. Инфлюэнсер Келли Хейвенс Стикл, благочестивая христианка, публикует стихи из Библии почти под каждой фотографией в Instagram. Канадка Гвен Свинартон, перешла от создания порно-видео для OnlyFans и контента A.S.M.R. для YouTube в пространство «традиционных жен». (В недавнем заявлении в TikTok она объяснила этот переход Богом). Есть и более откровенно политические жены, например Эбби Рот, которая сочетает советы по материнству с антиабортным контентом.

В то время как некоторые инфлюэнсерки откровенно говорят о том, как религия диктует им образ жизни, другие не говорят о том, как религия может влиять на их гендерные роли. Хотя они могут придерживаться строгого библейского толкования гендерных ролей и подчинения, вытекающего из религиозного фундаментализма, они публикуют эстетически приятный контент, который делает их религиозный образ жизни похожим на отдых от современных стрессов. Это, по словам Пьяцца, создано специально для молодых женщин.

«Я думаю, что некоторых молодых женщин привлекает такой контент, потому что он подается в красивой и идеализированной упаковке в социальных сетях, — говорит Пьяцца. — Мы также живем в то время, когда корпоративный мир кажется враждебным молодым женщинам, которые хотят быть гибкими, чтобы сочетать карьеру и семью. И это действительно так. И это кажется так, потому что так оно и есть. Поэтому смотреть на красивые фотографии женщин, которые выглядят счастливыми, реализованными и довольными своим предназначением в жизни, невероятно привлекательно.

20-летняя Лив считает, что всплеск популярности #tradwife похож на то, как тиктокеры шутят о лоботомии. «Это признание того, насколько запутаны общественные стандарты в отношении женщин, — говорит она. — Лично я устала. Мы с друзьями шутим о том, чтобы уйти из жизни и устроить шабаш, когда давление жизни становится слишком сильным».

В условиях стремительного сворачивания репродуктивных прав экономики, которая оставляет миллениалов и поколение Z за пределом взрослости, которой смогли достичь их родители, а также неотъемлемого давления, которое несет в себе жизнь женщины в патриархальном обществе, стоит ли удивляться, что у молодых женщин возникает соблазн просто опустить руки и сдаться?

А кое-кто обретает настоящее счастье под влиянием «традиционных жен». 28-летняя Серена наблюдает за контентом «традиционных жен» как источником вдохновения для своего собственного пути к материнству. Ее особенно привлекает Нара Смит, образцовая жена актера и модели Лаки Блу Смита, которая получила миллионы подписчиков в TikTok благодаря тому, что делится стилем жизни, похожим на «традиционных жен» (контент Смит в основном касается кулинарии, и на него явно не влияют религиозные нормы, хотя это можно отрицать).

Типичное видео Смит начинается со вступления типа: «Мои дети очень хотят зефир… поэтому сегодня я решила сделать им сюрприз, приготовив маршмэллоу со вкусом соленой карамели». В мире Смит ни одно желание ее детей или мужчины не выходит за пределы ее способностей — она может приготовить его с нуля, что она и делает, будучи при этом отлично накрашенной. Будучи молодой матерью, Серена говорит, что видео Смит «дает мне вдохновение быть лучшей матерью, которой я могу быть. Они дают мне чувство покоя внутри. Теперь я постоянно пеку и готовлю еду для своих детей с нуля. Я провожу так много времени со своими детьми. С тех пор как я смотрю Нару, я выхожу за рамки своих возможностей. Мне это нравится. Я люблю ее».

Домашнее хозяйство может доставлять истинную радость, и нет ничего плохого в том, чтобы принять эту роль. Труд в доме так же достоин, как и труд вне его. Но содержание работы супруги имеет много слоев. Хотя он может преподносить роль домохозяек — то, что так часто унижается в нашем обществе, — он также много говорит о расе и классе, о ценностях, иногда о политике, а часто и о религии. И когда мы потребляем этот контент, не подвергая его сомнению, нам могут продать идею, которая не дает нам представление о реальном образе жизни.

Писательница, экс-фундаменталистка и автор книги «Хорошо обученная жена: мое бегство от христианского патриархата» Тиа Левингс называет контент «традиционных жен» формой «евангелизации стиля жизни». По словам Левингс, некоторые из этих видео являются частью усилий, направленных на негласное вовлечение людей в религию инфлюэнсера, делая ее привлекательной с помощью образа жизни, которым они живут.

«Традиционные жены» берут обычные культурные элементы и желания, такие как материнство и пребывание дома для воспитания детей, и фетишизируют их, вознося к небесному призванию, которое делает любого, кто находится за пределами их домашнего теплого сияния, в лучшем случае неполноценным, а в худшем — обреченным на ад, — написала Левингс в своем блоге на платформе Substack. — Они сталкивают смешные и вымышленные противоположности друг против друга, разоблачая фундаменталистскую бинарность своего мировоззрения».

Но эта блестящая картина упрощенной жизни не совсем отвечает действительности. Левингс рассказала Teen Vogue, что инфлюэнсеры могут предлагать разные «вкусы» традиционных жен, но все они соблюдают в основном одинаковые правила для женщин, которые часто продиктованы религиозным контролем.

«Есть сексуальная «традиционная жена», а есть жена-домохозяйка, ведущая домашнее хозяйство. Фундаменталисты обретают идентичность [в обоих этих образах], — сказал Левингс, добавив, что христиане-фундаменталисты умеют изображать свою жизнь разными способами, пытаясь привлечь к религии разных людей. — Те же идеалы в основе. Это все еще строгие гендерные роли, это все еще правила для женщин».

Дженни, 49-летняя креаторка, которая снимает видео о своей жизни в качестве бывшей «традиционной жены». В разговоре с Teen Vogue Дженни рассказала, что ее воспитали мормоны, и она вышла замуж за своего уже бывшего мужа в возрасте 20 лет. В 23 года она родила первого ребенка и говорит, что религиозные лидеры сказали ей, что пора прекратить работать и стать матерью-домохозяйкой, и таким образом она начала погружаться в жизнь «традиционной жены». Как это было для нее? «Моя жизнь была несчастной, — говорит она. — Снаружи оно выглядело таким красивым. [Но] Живя им, для меня каждый день был борьбой. Большую часть своей жизни я была очень одинока».

@lifetaketwo #greenscreenvideo #amanisnotaplan #west4b #feminist #wedding #tradwife #extrad #exwife #marriage #patrairchy #home #family #ballerinafarm #men #boys #whenwomenwin #divorce #maga #trump #merica #exmormontiktok #churchofjesuschristoflatterdaysaints #exevangelical ##love #dating #romance #relationships #christian ♬ original sound — Jennie

В своем контенте на TikTok Дженни пытается развеять миф о фантазии о традиционных женах, объясняя, как это было для нее самой. По ее словам, все выглядело идеально, поскольку ее муж работал, а она заботилась об их пятерых детях. Но на самом деле она оказалась в ловушке — по ее словам, у нее не было собственного дохода, ее трудовой стаж закончился, когда у нее появились дети, а ее муж отвечал за их жизнь. Спустя 24 года брак Дженни распался, оставив ее без средств и без опыта работы, говорит она. Все те годы, когда она была традиционной домохозяйкой, заботилась о своих детях и муже и кормила их, казалось, испарились в мгновение ока. Ее цель в создании контента о своей жизни как бывшей традиционной жене — помочь молодым женщинам рассмотреть свои варианты, прежде чем они будут выбирать образ жизни традиционной жены или пропагандировать его.

«Подумайте дважды, прежде чем выходить замуж, становиться финансово зависимым от мужчины, отказываться от карьеры и рожать детей, — говорит она. — Это не должно быть все или ничего. Вы не должны [выбирать] между тем, чтобы быть домохозяйкой или корпоративной мамой с детьми в детском саду».

Расскажите друзьям про новость