Украинский бизнес сегодня ищет возможности для развития — и масштабирование на зарубежных рынках является одним из очевидных векторов роста.
Нужно ли адаптировать стратегию для выхода на зарубежные рынки? Как выбрать страну для масштабирования? Как обеспечить постоянную коммуникацию и связь с иностранными клиентами и партнерами, учитывая культурные, языковые и временные разногласия? И, наконец: какой путь эффективнее — продолжать работать с украинским агентством или искать партнеров на локальных рынках?
Агентство коммуникаций «ВАРТО» вместе с MMR помогут предпринимателям найти ответы на эти и другие вопросы в спецпроекте PR глобус. Команда агентства расспросила партнеров из 12 стран Европы об особенностях маркетинга и пиара в их странах.
Первым мы расспросили Ханса ван Йемерена — президента бельгийского маркетингового агентства iO.
Трендовые отрасли бизнеса в Бельгии в 2023 году
- IT
Бельгия является одним из лидеров Европы по развитию цифровой экономики. Среди наиболее популярных направлений — облачные технологии, кибербезопасность и, конечно, развитие искусственного интеллекта. Нужным является и финтех направление.
- Индустрия гостеприимства и туризма
Пандемия ковида сегодня звучит как нечто далекое и древнее для украинцев, однако бельгийцы продолжали соблюдать ковидные ограничения довольно долгий промежуток времени, что не могло не отразиться на состоянии отрасли туризма и гостеприимства. Сегодня же это направление, по словам Ханса, начинает активно восстанавливаться. Туристические компании активно ищут пути привлечения туристов.
- Энергетика
Как и большинство стран Европы, Бельгия работает над улучшением энергоэффективности — особенно в секторах солнечной и ветровой энергетики. Развитие этого сектора активными инвестициями поддерживается государством и международными грантовыми организациями.
Занять место в тесных нишах новым компаниям будет трудно — здесь главный совет: идти в партнерство.
Интересная бизнес-традиция, которую заметил Ханс: в Бельгии, как в небольшой стране, довольно популярны «национальные семейные компании» — бизнесы, которые прочно заняли свое место в топе отрасли и работают в ней веками. Да, некоторые строительные бренды, которые и сегодня популярны в стране, берут свое начало еще в 1700-х годах. Поэтому занять место в тесных нишах новым компаниям будет трудно — здесь главный совет: идти в партнерство.
И что, как ни эффективная стратегия коммуникации, поможет наладить сотрудничество с новым рынком?
Тренды маркетинга и PR в Бельгии в 2023 году
- Геймификация контента и использование игровых механик для привлечения новых клиентов
По словам бельгийских партнеров агентства, этот тренд в течение последнего года наконец-то активно заработал для бельгийских потребителей. Бренды начали закладывать процент маркетингового бюджета на размещение продукта в развлекательном контенте для получения большего взаимодействия и реакций потребителей. Конечно, одной из причин подобных изменений стал рост популярности TikTok в стране.
- Искусственный интеллект и все, что с ним связано
Конечно, ИИ сегодня — тренд номер один для всех стран. У кого этот инструмент вызывает восхищение и интерес, а кого-то — пугает и заставляет волноваться. Шутки о революции роботов тоже периодически раздаются.
Конец света и роботическая революция в Бельгии пока откладываются.
По опыту Ханса и его агентства, ИИ сейчас активно используются для быстрой обработки массивов данных и автоматизации рутинных задач — формирования аналитических отчетов, подготовки шаблонных имейлов и т.д. В то же время, европейские коллеги не могут воздержаться от дискуссии о будущем профессии, ведь некоторые бельгийские компании серьезно пытаются заменить определенные категории работников с помощью ИИ. Однако успешных кейсов таких изменений Ханс, к сожалению или к счастью, не упомянул. А значит, конец света и роботическая революция в Бельгии пока откладываются.
- Создание оригинального контента и защита авторских прав
Наш партнер отмечает, что использование генеративных ИИ составляет вызов для управления репутацией и построения доверия потребителей к брендам. Пока у них нет единого решения относительно того, нужно ли как-то маркировать контент, созданный с помощью ИИ. Однако и у бизнесов, и у агентств существует большой запрос на качественный, креативный и — ключевое! — оригинальный контент, хорошо воспринятый аудиторией и положительно отличающий бренд среди конкурентов.
PR-инструмент для продвижения в Бельгии
- Коммуникационная стратегия
На самом деле, именно со стратегии — создания новой или адаптации существующей — стоило бы начинать выход на рынок любой страны. Но для начала работы в Бельгии этот инструмент особенно релевантен. Из общения с Хансом специалисты агентства сделали такой вывод: особенно важен аналитический этап, а учитывая «тесноту» в разных нишах — исследование конкурентов. Его результаты помогут определить эффективные и неэффективные инструменты коммуникаций представителей отрасли, а также найти те каналы для продвижения, которые будут максимально полезны бренду. И, конечно, аналитика трендов поможет учесть все тенденции маркетинга и пиара, и использовать лучшие из них в коммуникациях.
Отношение бельгийцев к Украине
Ханс называет нашу страну «скрытой жемчужиной Европы».
Для бельгийцев Украина открылась и стала узнаваемым государством только после полномасштабного вторжения. Ханс называет нашу страну «скрытой жемчужиной Европы» и объясняет — поражают реальные объемы того, что производится и создается Украиной для всего мира в разных отраслях. Украина на слуху вызывает интерес и искреннее желание поддержать — хотя Бельгия небольшая страна, и поэтому простора для мероприятия новых брендов не так много, но бельгийский бизнес вполне может быть заинтересован в сотрудничестве с украинским. Особенно с производителями.
Бельгийцы активно поддерживали людей из Украины, которые приехали к ним в страну из-за войны. Ханс уверен, что Украина в ближайшем будущем (то есть сразу после победы) будет привлекательным партнером для сотрудничества. Потому советует задуматься о партнерстве с бельгийскими компаниями уже сейчас. Мы в агентстве «ВАРТО» прокладываем этот путь построения коммуникаций и внедрения инструментов маркетинга и PR с бельгийскими партнерами для украинского бизнеса.
Будем делиться опытом в следующих материалах спецпроекта — поэтому stay tuned.