Новый герой рубрики «Что бесит?» — Антон Тимошенко, резидент проекта Подпольный Стендап, первый комик, который собрал Дворец «Украина», политолог по образованию. Ради него в Украину приезжал Дэвид Леттерман. Ведет подкаст «Гуртом та Вщент» с Сергеем Притулой.
Антон порефлексировал о клише в стендапе, людях, которые считают, что весь украинский стендап — «г*вно», и поделился топ-фразой, после которой готов забыть человека навсегда.
Как воспринимают окружающие вашу профессию? С какими клише вы сталкиваетесь?
Лично мне приятно, когда люди понимают, что стендап — это вид искусства.
Люди воспринимают стендап по-разному — сколько людей, столько мнений. Большинство понимает, что это нечто смешное. Лично мне приятно, когда люди понимают, что стендап — это вид искусства, и что там, кроме шуток, может быть нечто большее. И нравится, когда люди ценят это.
Клише? Раньше было больше, сейчас меньше, слава Богу. Но порой некоторые не понимают, что такое стендап, и думают, что это что-то похожее на «Comedy Club» или монологи российских комиков, которые ничего не имеют общего со стендапом.
Если ты не можешь говорить правду, какой ты к черту стендап-комик?
Мое окружение и круг комиков рос и ориентировался больше именно на западный материал. А нас сравнивают с восточным, так сказать, недостендапом. А он недостендап, потому что российские комики не говорят правду, что они думают, потому что им нельзя говорить правду. А если ты не можешь говорить правду, какой ты к черту стендап-комик? Вся суть стендапа — это говорить правду. Эти сравнения немножко бесят.
Еще есть вот эта штука: «Ты же комик, пошути». После этой фразы я готов забыть человека навсегда. Я просто не хочу больше никогда с ним общаться. Это стереотип, что комики должны быть всегда смешными. Иногда хочется от этого отдохнуть, помолчать, побыть серьезным, грустным. Если ты бесконечно весел, есть риск закончить свою жизнь, как Робин Уильямс (американский актер, комик — Прим.ред.).
Поэтому грустить нужно. Как доказывает мультфильм «Головоломка», это полезная эмоция.
А теперь опишите, как на самом деле выглядит ваш привычный рабочий день.
Параллельно нужно создавать много контента.
Мой рабочий день немного сложно описать, потому что он меняется очень часто, но в нем всегда много встреч, поскольку сейчас стендап — это лишь часть жизни и работы. Кроме того, есть много волонтерской работы, медийных проявлений. Параллельно нужно создавать много контента. Здесь ты пишешь стендап, здесь — подкаст, там ты снимаешь какую-то интеграцию, здесь ты выступаешь благотворительно, здесь — коммерчески, там ты снимаешь клип для Badstreet Boys.
Сейчас нет четкого графика, например, что с 10:00 до 15:00 я пишу стендап — раньше такого было больше. Сейчас у меня более стихийный график, и я пишу, когда есть время или пишу прямо на ходу в дороге. Или когда есть час-два свободных, просто сажусь и набрасываю, что меня бесит.
Как пишется стендап? Это твоя жизнь.
И на самом деле это один из минусов моей профессии — мне кажется, что у меня мозг постоянно работает, работа с написанием стендапа происходит постоянно. Как пишется стендап? Это твоя жизнь, какие-то рефлексии, поэтому ты все постоянно подвергаешь сомнению или ищешь комедийную перспективу в каждой теме. Назовем это «день рефлексии» — вот так выглядит мой рабочий день. Вот сейчас готовлюсь к концерту в Киеве.
Топ самых бесячих вещей в вашей профессии персонально для вас.
В начале уже упоминал о «ты же комик, пошути». Еще персонально меня бесят кальяны на стендапе 🙂 Хорошо, что теперь это редкость на выступлениях, разве что какой-то корпоратив, но одно время это было очень популярно! Ненавидел это.
Никто не идеален в западном мире стендапа.
Еще не очень люблю обобщение. Люди любят написать в твиттере или кое-где вроде «ой, весь украинский стендап — г*вно, вообще не смешно». Вряд ли этот человек пересмотрел весь украинский стендап, ведь у нас уже достаточно много контента и комиков. По-моему, это что-то из разряда комплекса неполноценности. Когда «ой, наш стендап — х*йня, вот Джордж Карлин (американский комик, актер, писатель — Прим.ред.) был, это был стендап». Ну да, я смотрел Джорджа Карлина, я люблю Джорджа Карлина, он гений и у него очень много смешного материала, но также у него есть и полная х*йня при всем уважении к наследию Джорджа Карлина. Есть биты, которые ты сейчас читаешь и думаешь: «Ну, дед, ты что, с ума сошел, как такое можно говорить?». Поэтому никто не идеален в западном мире стендапа. А наши комики — достаточно конкурентоспособны. Для себя я уже точно доказал, что я конкурентоспособен на международной арене.
Хотелось бы больше уважения к стендапу как искусству в Украине. Есть уже очень большая аудитория. Если она будет увеличиваться, будет только лучше и для зрителей, и для комиков. Так как комики почувствуют уважение и захотят качественнее работать, соответственно зрители получат более качественный контент.
Как справляетесь со стрессом на работе? Ваши лайфхаки.
Не могу сказать, что получаю очень много стресса на работе, или я уже научился это контролировать. Я люблю слушать музыку, у меня есть друзья, которых я ценю и которые так же поддерживают меня, есть много друзей-военных и благодарности от них. Общаюсь с ними и понимаю, что нужно делать свою работу дальше, собирать средства на армию.
А еще могу поиграть в плейстейшн или посмотреть аниме. Этого набора достаточно.
Каким людям точно не следует работать в вашей сфере?
Если у вас все хорошо и нет никаких проблем, вам не место в стендапе.
В моей профессии точно не стоит работать людям, у которых все хорошо в жизни. Если у вас все хорошо и нет никаких проблем, вам не место в стендапе. Но, если так можно сказать, к счастью, вы украинец, поэтому, скорее всего, у вас множество проблем, и вы сможете найти себя в стендапе, если у вас будет такое желание писать и развиваться 🙂 Поэтому стендап — это профессия, которая открыта для абсолютно всех типов людей. Просто у вас должна быть какая-то проблема, из-за которой вы и захотели заниматься стендапом.