На прошлой неделе в Фейсбуке появился человек, который заявил, что Vodafone незаконно использует его изображение в рекламе. После небольшого расследования стало понятно, что в рекламе снимался актер и у Vodafone есть соответствующие подтверждающие документы. MMR решил пойти дальше и спросил у юриста по интеллектуальной собственности Марию Ортинскую, что делать человеку, если он действительно увидел себя в рекламе бренда, не давая на то свое согласие.

Истории с использованием изображений с нарушением прав случаются как с малоизвестными компаниями, так, как ни странно, и с крупными корпорациями. Однако далеко не каждый обрадуется внезапной славе, увидя себя на рекламном плакате. Если вы увидели себя в рекламе, но согласия на использование вашего изображения не давали, можно обратиться непосредственно к компании и попробовать разрешить конфликт на взаимовыгодных условиях, или же подать иск в суд на нарушителя. 

Ст. 308 Гражданского кодекса предусматривает охрану интересов физических лиц, изображённых на фотографиях и в других художественных произведениях.  

Речь идёт только о защите личных неимущественных прав и, соответственно, моральном ущербе. Материальный ущерб или упущенная выгода в данном случае не возмещаются. Необходимо помнить, что сумма морального ущерба законодательством не ограничивается, истец может заявлять любую на своё усмотрение, а размер выплат, соответствующий нарушению, уже определяет суд. 

Кроме того, если в рекламе использовалась фотография, сделанная за определённую плату, нарушаться будут уже права фотографа, либо другого лица, если права на фотографию были переданы. В таком случае, владелец авторских прав на объект права интеллектуальной собственности может потребовать возмещения как морального, так и материального ущерба или компенсации в судебном порядке. 

Также лицо, чьи права нарушены, автор фотографии и лицо, изображённое на ней, могут потребовать прекращения действий, нарушающих их права, и нарушителю придётся прекратить использование в рекламной кампании данного изображения.