Образовательный проект Business 2 Students, который Arricano Real Estate и КНТЭУ стартовал два года назад при поддержке ekonomika+, в 2018 году получил новый виток развития. О том, в каком формате теперь будет проект B2S и зачем понадобилась эта трансформация, мы поговорили с директором по маркетингу Arricano Real Estate Plc Натальей Дмитренко.

Наталья, вы со своим проектом погружения студентов в маркетинг-будни через лектории и стажировки решили расширять географию и перевести его из исключительного CSR в более открытую платформу? О чем именно речь и почему не оставить все так, как было? 

В 2017 году стажировку в компаниях, поддержавших проект вместе с Arricano, прошло более 50 студентов, многие получили возможность трудоустроиться. 

Еще в прошлом году мы увидели спрос на данный формат взаимодействия с талантливым студенчеством со стороны других коллег по рынку (и не только по маркетинговым специальностям). Поэтому и решили, что если запрос на B2S-формат есть – это повод трансформировать идею в новую форму, в гораздо более охватном масштабе, чем это делалось ранее. С этого года B2S – проект не только Arricano, но и всех, кто хочет таким образом наполнять молодой кровью свою индустрию и компанию. Два года назад я и не предполагала, что проект так изменит вектор и получит такую поддержку. Несказанно рада, что все происходит так органично.

Мне всегда хочется больше. На избыточную активность в моем случае отчасти «наложилась» педагогическая генетика: людей, выросших в семье учителей, преследуют две крайности – либо полное отторжение всего, связанного с учебой, либо тесная связь с около-образовательными темами и проектами. Последние мне всегда были близки, потому что мне нравится образование и образовательный проект как направление деятельности. Поэтому в новом корпоративно-социальном формате проекта я вижу личное и профессиональное развитие. 

Институт я закончила совсем недавно – каких-то 19 лет назад :), но очень хорошо помню, как это было – искать работу, понять, что это не то, найти грабли всех мастей и наступить на них... Работать я начала сразу после ВУЗа, а во время стажировки на третьем курсе тоже была возможность понять, как это и что это. Но к моменту, когда я осознала, чем хочу заниматься, с кем хочу иметь дело, а с кем – ни при каких обстоятельствах, прошло несколько лет. У меня дочь студентка. Я не хочу, чтобы такие как она тратили так много времени на «включение» в реальность.

Чем будете мерять impact? 

Бизнес хочет молодые кадры, и многие талантливые СЕО и владельцы готовы делиться своим опытом, энергией. Компании готовы брать молодых специалистов, но не всех подряд, а дерзких и развивающихся. Или тех, кто не уедет из Украины в ближайшее время. На сегодня у меня на мейле заявки от нескольких компаний, каждая из которых готова взять стажеров и сотрудников. Эта полезная информация будет публиковаться на страничке Business2Students в фб. Это ли не impact? 

По каким критериям выбираете участников своего B2S убера? 

Среди спикеров — только единомышленники и профи своего дела, мгновенно откликнувшиеся на идею проекта. В весенней волне проекта — маркетинг и PR. Желание «отдавать» добровольно будет одним из ключевых факторов и на будущее: никого уговаривать не буду. Уже сейчас есть предложения «хочу в лекторы». И, поверьте, это все люди, состоявшиеся в своей сфере. Студенты не принимают красиво-упакованных теоретиков, они принимают только «живых» спикеров.

Также мы спросили у лекторов проекта: 

* B2S — это классический pay forward формат. Почему вы в нем? 

* Как давно и при каких обстоятельствах у вас возникло желание «отдавать» экспертизу? 

* О чем расскажите студентам такого, что сами бы хотели услышать в 20, в своем студенчестве?

Head of Marketing and Partnerships в Starladder

Я потомственный преподаватель и по первому образованию тоже. Мне всегда нравилось преподавать, и свои первые лекции я начала давать в качестве приглашенного спикера в Британском Чартерном Институте Маркетинга (СИМ) в Киеве и Москве сразу после его окончания в 2000 году. Преподавание профессиональной аудитории обогащает лектора не только тем, что он узнает в процессе подготовки к лекциям, но и теми профессиональными знаниями и опытом, которыми в ходе обсуждений делятся студенты. 

Мне иногда встречаются два противоположных типа людей. Одни — теоретики, которые так и не научились использовать свои знания на практике. И практики, которые практически не знают никаких проф. терминов и понятий, но обладают таким чутьем и здравомыслием, что могли бы заново написать какой-нибудь раздел учебника по маркетингу, назвав все по-своему, и это не был бы плагиат. Поэтому студентам первого образования важно показать и научить, как преломлять свои теоретические знания в практические умения. На мой взгляд, это ключ к успеху. Это дает уверенность в себе как в профессионале. 




Вице-президент по маркетингу в Carlsberg Украина

Даже самое лучшее образование не может дать полное понимание практики маркетинга. Мир изменился за последние десять лет, и нет готовых рецептов и стратегий для мира следующего двадцатилетия. Только практика реального бизнеса и открытое сознание помогут сегодняшним студентам принять вызов непредсказуемого будущего. 

Я в проекте, потому что мне есть, чем поделиться. Но я знаю, что это будет 2 way communication и мне есть, что получить от студентов: молодые талантливые ребята заряжают на новые идеи, задают непростые вопросы, заставляют заново осмыслить подходы к построению реальных брендов. 

Как давно возникло желание отдавать экспертизу? С возрастом, зачеркнуто, опытом все чаще задумываюсь о наследии, которое смогу после себя оставить в маркетинге. Поняла, что могу влиять на две составляющие профессии — бренды и людей. На этом и фокусируюсь. Но учить хотела и умела с детства. Помню, как научила аквариумных рыбок приплывать за кормом в одно и то же время. Правда, своих детей так и не научила, очень сильно зачеркнуто! 




Маркетинг-директор сети кинотеатров Multiplex

Делимся, потому что студенты — это наше будущее, которое уже наступило. Поколение Z, родившееся с планшетами и мобильными в руках, которое «всё знает», но пока мало к чему реально готово. Мы делимся знаниями, чтобы глубже познакомить их с реалиями украинского бизнеса больших компаний, поделиться практикой полученного опыта, возможно, кого-то из них уберечь от ошибок. В сети Multiplex уже работает несколько бывших студентов КНТЭУ, которых мы просто не смогли отпустить после практики, такими прекрасными ребята оказались. 

А когда мне было 20, было бы здорово услышать: «Учи, Настя, китайский язык. А английский должен быть как родной». Еще было бы неплохо услышать, что такое AI, EI, VR, AR etc. 




Я сама как специалист — продукт чутья и упорства + уникального руководителя и ментора, с которой мы в итоге долгие годы дружим. Понимаю, как это важно. Теперь моя очередь :) 

Желание «отдавать» экспертизу спровоцировала лекция в «Свободной» — три с половиной часа, вместо полтора, меня хотели и слушали. Оказалось, что мне есть, что рассказать. Поэтому в проекте я расскажу лучшее, что может случиться в карьере маркетолога, — это сложная категория. Она научит, что стен нет. 




Arricano Real Estate Plc

Я уже прошла стажировку у нескольких B2S студентов :) Мой личный challenge — понимать, как они осмысливают цели PR-кампании и выкапывают новые инсайты. Старалась обеспечить им комфортное пребывание в офисе, чтобы их первый опыт запомнился личными кейсами для резюме, свободой слова и ответственностью за проделанную работу. Без стресса и с мотивацией, чего в мои 20 не было. Тогда мне приходилось становиться на ноги самой, без ментора и коуча, только личные «грабли». Я наслаждалась удивленной реакцией студентов, когда их переписанные по десять раз новости, были опубликованы на городских порталах. Мы работали «в полях» торгового центра, без страха преодолевали коммуникационные барьеры, потому что все усилия и работа над собой сегодня — это pay forward в знания, опыт и профессиональную уверенность завтра.




Основатель Royenko Agency

Некоторые вещи ты делаешь просто потому, что считаешь их правильными. Вот так и с этим проектом — есть ощущение правильности происходящего. 

Я расскажу о возможностях развития себя в индустрии и взаимозависимости осей «амбиции — возможности — ответственность». 




Когда я была студенткой в далеком 2006 и получала первое образование, то до конца не понимала, как реализоваться в профессии, хваталась за любую возможность самореализации от раздачи листовок до работы в издательстве. Сейчас много разных профессий, даже в маркетинге есть десяток специализаций. Процесс выбора усложняется многими факторами. Пока дуальное образование в Украине только собираются реализовывать, проект Business 2 Students уже готов брать и обучать молодых специалистов практическим знаниям. 

Имея за плечами более десяти лет разнообразного опыта от FMCG до IT-маркетинга, я почувствовала, что хочу и могу делиться знаниями. Мы постоянно жалуемся на недостаток молодых, креативных и одновременно опытных ребят. Так почему бы не помочь им стать такими? После окончания третьего образования в 2017 году я начала преподавать в центре бизнес-технологий (Pro Business Center). Это структурирует и усиливает мой экспертный уровень. 

Я расскажу о том, как важно строить нетворкинг и выходить из зоны комфорта, вести добросовестную конкуренцию, не останавливаться в развитии. Хороший креатив — далеко не самое важное, только результат способен показать реальную картину эффективности. А еще, посылайте любого, кто скажет вам, что у маркетолога должны быть голодные глаза :) Маркетолог с ясной головой и энтузиазмом голодный никогда не будет!