Исследуя тему гендерного равенства в этом году, украинский клуб арт-директоров ADC * UA организовал серию интервью с представительницами рекламно-маркетингового рынка, создал совместно с образовательным проектом BH UNI лекционный курс Тамары Марценюк «Stop Sexism», а также учредил специальную категорию на конкурсе ADC * Awards 2016 для работ на тему гендерного равенства и сексизма. В заключительном интервью маркетинг-директор McDonald's Юлия Бадритдинова делится своим отношением к проблеме гендерного неравенства в сфере маркетинга. 

Как вы считаете, ваша профессия относится к стереотипно мужской или женской? Почему вы пришли именно в эту профессию? Что больше всего драйвит вас на работе?

Маркетинг стереотипно более женский. Обычно в маркетинговых командах преобладают женщины. Возможно потому, что в нашей сфере эстетика является весомой составляющей и, опять же, стереотипно, женщины ближе к понятиям эстетическим. Но сейчас все меняется, мужчины также интересуются красотой, кроме того, значительно трансформировалась работа маркетолога. Мы все еще обсуждаем стилистику и колористику рекламных материалов, но это десятая часть по сравнению с просчетами точек безубыточности, оценки потребительских сегментов, выведения сложных KPIs и тому подобное.

Я пришла в маркетинг через рекламный клиентский сервис, где исторически также преобладает женская часть. В начале 2000-х в Украине был бум на рынке рекламы. Работать в рекламе было интересно, модно, престижно. Маркетинг в то время развивался на начальной стадии. Начиная со 2-го курса я подрабатывала промоутером, и поэтому уже знала, что такое рекламное агентство. В университете преподавали несколько курсов по маркетингу, и тогда я решила, что буду в нем развиваться. Отрыла Kiev business directory, где были собраны абсолютно все агентства с электронными адресами и телефонами, послала резюме в топ 20. Через неделю ответили 2 из топ 5, и через неделю, продолжая обучение в университете, я уже стала частью команды крупного клиента. Так что это был мой осмысленный выбор, и он никак не связан с тем, что женщине будет легче сделать в этой сфере карьеру. Впоследствии в рекламе мне не хватало информации о бизнесе, влияния на конечный результат, а также ограничивала специфика бизнеса, где преобладает выполнение, а не инициирование проектов. Маркетинг - стратегическая функция, которая позволяет управлять и влиять на процессы в компании, постоянно их совершенствовать, в то же время создавать и рассказывать историю бренда.

Мне нравится быть лидером, и именно это является причиной всего, что я достигаю в карьере, а не мой пол. 

Кому легче реализоваться в ней — мужчинам или женщинам? И если бы вы были мужчиной, вы бы легче / проще или, наоборот, сложнее достигали целей? Хотелось ли вам когда-либо стать мужчиной, хотя бы на один день?

Я никогда не хотела стать мужчиной. Мне комфортно быть женщиной, носить платья, помаду, каблуки, получать комплименты, которые я никак не считаю дискриминацией. Я не считаю, что достижение успеха в сфере маркетинга связано с гендерной темой. Все зависит от возможностей, амбиций, ваших решений, компромиссов и удачи. Если женщина решает оставаться в декретном отпуске 3–6 лет, это означает, ей не нужна карьера так быстро, вообще, но точно не общество ее принуждает к этому, или какие-то гендерные преграды. В конце концов карьера — это лишь один из видов самореализации и роста. И здесь у каждого свои ощущения и выбор.

Но есть такой интересный феномен в маркетинге: мужчин очень мало среди бренд-менеджеров, но они часто встречаются среди маркетинг-директоров. Мы шутим, откуда они берутся, и как они переходят из ассистентов сразу в директора. Это лишь наблюдения и нет никаких подтверждений, но выглядит так, что в женской сфере мужчинам немного легче выделиться, быть замеченным. Меня лично это ни в коей мере не смущает, но такое наблюдение существует. 

Что на ваш взгляд является основной предпосылкой гендерного неравенства в Украине? И какими были ваши действия в случае столкновения с проявлениями сексизма?

Я не думаю, что в нашей стране проблема гендерного неравенства стоит так остро. Наша культура и религия никогда не унижали тот или иной пол. А образ женщины или матери с давних времен был овеян уважением, особенно от мужей и сыновей. В то же время, общество у нас патриархальное, а потому нельзя назвать секзизмом то, что принималось и является приемлемым для общества столетиями. Однако ничто не стоит на месте. Я не помню случаев (хотя возможно такие и были), когда вела бы себя в стиле «я девочка», а значит и ко мне так не относились. С другой стороны, если во время командировки мужчины-коллеги дают мне немного больше времени на то, чтобы я могла привести себя в порядок, я воспринимаю это как проявление эмпатии, а не дискриминации.

Что, на ваш взгляд, может помочь побороть сексизм и гендерное неравенство или хотя бы уменьшить его присутствие?

Все в наших руках, можно не пытаться уменьшить проблему, а хотя бы не создавать или не развивать ее.

К примеру, есть такая проблема, зависящая не от индустрии, а от отдельных менеджеров, реже владельцев или руководителей компаний, когда женщин не берут на работу, если у них маленькие дети, или тех, которые планируют детей через 2–3 года. Такая дискриминация не просто асоциальна, это нарушение законодательства. Конечно, на любую социальную проблему в первую очередь должно реагировать государство. Я не знаю, есть ли у нас примеры, когда женщины сообщали о нарушениях законодательства в аспектах дискриминации от компаний работодателей, и были ли к тем компаниям применены какие-то действия. Задача государства не только создавать законы, но создавать и условия для пользования ими. Гарантом общества является государство, а значит ни один социальный, то есть, направленный на общество проект, не будет работать без поддержки со стороны политиков, законодательного утверждения и тому подобное. Наша страна в стадии постоянной трансформации, но не забывайте, что нужно начинать с себя. Пусть каждый думает над своими принципами и ценностями всякий раз, когда возникнет вопрос дискриминации, и не только гендерной. 

Как вы считаете, сексистская реклама и сообщения легче достигают целевой аудитории? Делали ли вы когда-либо рекламу или принимали решение о ее выпуске, которая имеет отношение к объективации женщин?

В рекламе работают сообщения, резонирующие с потребностями желаемого сегмента потребителей. А значит, для какой-то категории сексистские сообщения могут работать, но не обязательно использовать запрещенное оружие, когда есть много других вариантов, и здесь многое зависит от нравственной и ответственной позиции рекламодателя. В МакДональдз, например, одним из корпоративных принципов является включенность. То есть, в компании нет дискриминации любого характера. Кроме того, мы придерживаемся ряда международных протоколов, входим в ассоциации ответственных рекламодателей, подписали выполнения Европейской ассоциации рекламы детям. Мне не просто повезло работать в социально ответственной компании, это был мой сознательный выбор и цель. 

Наша страна в стадии постоянной трансформации, но не забывайте, что нужно начинать с себя. Пусть каждый думает над своими принципами и ценностями всякий раз, когда возникнет вопрос дискриминации, и не только гендерной.  

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ