Если ты дизайнер из региона — то у тебя все плохо: и клиенты обращаются реже, и проекты не такие масштабные, да и вообще, кому в регионе может быть нужен хороший дизайн? Так обычно думают о возможностях региональных дизайн-агентств. В преддверии Kharkiv Design Weekend, который поддерживает MMR, мы решили спросить у региональных дизайн-агентств, так ли все плохо, как многим кажется, и собрали у них правила выживания в регионе.

Татьяна Борзунова, студия 3Z: 

В Украине клиент все знает сам, просто у него нет времени изучить Corel Draw. Поэтому главное достоинство дизайнера (кроме умения работать с этой волшебной программой) — хороший слух и скорость выполнения. 95% рынка — именно такие дизайнеры, и 95% графического окружения засорено их продуктом, который становится образцом для следующих заказчиков и молодых выпускников академий. Круг замыкается. Но остается еще 5%. Это дизайнеры, которые предлагают свои головы, а не комплект из ушей и рук.  

«Эксклюзивный» (или «верхний») сегмент очень странный. Для таких дизайнеров главной добродетелью клиента является открытость к неожиданностям. Он (клиент), собственно, приходит за неожиданностями и щедро за них платит. Денежная емкость этого сегмента едва не больше остальных 95%, так как клиенты, которые ищут «своего» дизайнера среди этих 5%, готовы платить в разы больше денег, чтобы получить свежий продукт. Но еще удивительнее, что при наличии высокого спроса на дизайнеров в «верхнем» сегменте, их на рынке не хватает — и конкуренции здесь фактически нет. Плотность «заселения» там, как в Монголии. Потому что, дизайн в Украине — это предмет роскоши. 

95% графического окружения засорено некачественным продуктом  

Но позитивная новость заключается в том, что клиентов в этой прослойке «эксклюзива» увеличивается, дело только за дизайнерами. Надо быть готовым диктовать клиенту собственную волю, потому что он ее и ищет. А когда не находит — диктует свою. Тогда прячься — ты снова попал в 95%. Чтобы этого не произошло, в регионах дизайн-студиям нужно придерживается нескольких правил в работе с клиентами:

  • Клиент должен вам доверять. Абсолютно.
  • Ваш клиент — обязательно приятный.
  • Работать в команде клиента с теми, кто имеет легитимность для принятия решений.
  • Нет вариантов ради вариантов.
  • Нет ничего срочного.

 

Александр Шарыгин, GLAD HEAD design studio: 

Дизайн в Харькове выживает отлично. Не стоит думать, что если дизайн-студия или рекламное агентство находится не в столице, то значит оно отсталое. Есть огромное количество очень значимых студий, которые находятся на периферии и являются лучшими в своем деле. Например, рекламное агентство «Восход» из Екатеринбурга. Все дело в подходе к работе и в образе мышления, а не в географии, тем более в эру интернета, где ничего тебе не мешает быть в самой гуще событий, не находясь в столице. 

Евгений Соколенко, SSN Creative Group:

Формального признака, который бы отличал регионального заказчика от нерегионального, нет. Как и все клиенты, он хочет получить достойный, с его точки зрения, результат за адекватные деньги. Но у регионального клиента достаточно локальный горизонт планирования, местами чрезмерная сфокусированность на своей зоне комфортного ведения бизнеса. Хотя «сделать логотип побольше» просят и в Харькове, и в Киеве, и в Калифорнии.

Главная сложность, с которой можно встретиться при работе с харьковскими представителями бизнеса, — они редко располагают осмысленным пониманием важности коммерческого дизайна, опытом успешной реализации проектов, в которых дизайн как маркетинговый инструмент сыграл свою роль. И по этой причине достаточно локально видят и свой проект, и перспективы его развития, и те возможности, которые может дать дизайн. С такими клиентами нужно общаться, объяснять. 

Юрий Ерисов, студия Yes!:

Выжить в регионе, занимаясь только дизайном, практически невозможно. Дизайнеры создают школы, проводят мастер-классы, создают курсы, ивенты, чтобы как-то прожить. Реклама и дизайн — это явление социальное, зависит от того, как живет общество вокруг. И это не первая необходимость. Люди покупают то, что дешевле, они не готовы платить за дизайнерскую упаковку. Не так давно был на базаре, где проводились реконструкции. И одна бизнесвумен другой говорит «А мне все равно, я и в грязи постою, лишь бы люди ходили». Это то, как многие люди смотрят на свой товар и услуги. Они не связывают дизайн, сервис и культуру с продажами. Но не все так плохо — в Харькове можно работать. Постепенно создается рынок, работающий по адекватным ценам и оценкам. Конечно, 2016 год —  год необходимости, так как приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется. 

2016 год —  год необходимости, так как приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется. 

Для себя я выделил пять простых правил работы в регионе:

  • Правильное позиционирование дизайн-студии.
  • Правильное ценообразование.
  • Адекватная манера поведения на рынке.
  • Контроль сарафанного радио.
  • Главное — делать хороший продукт.

Маргарита Гаряжа, креативное агентство Arriba!:

Корректнее разделять клиентов не по геолокации, а по размеру бизнеса. Чем дольше человек занимается бизнесом, тем яснее понимает: нужен ли ему дизайн и какие задачи перед ним ставить. Трудности возникают с клиентами из любых регионов. К сожалению, не до всей украинской публики еще дошло понимание, что за дизайн нужно платить. Айдентика — часто единственный способ коммуникации с потребителем, но многие клиенты не готовы оплачивать за этот канал.

Харьковские клиенты хорошо платят, если дизайнер понимает проблемы клиента и помогает их решить, может объяснить и защитить идеи. Но если подход — нарисовать какие-то картинки, просто потому что «так у всех», то клиент не будет платить много. Дизайн должен решать задачи бизнеса, а не занимаемся искусством.

Некачественный дизайн — это продукт «недизайнеров-интровертов», когда некоторые покорители фотошопа и иллюстратора думают, что уже стали дизайнерами.  

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ