Мы в MMR заметили, что у нас мигрируют не только маркетинг-директора в СЕО и обратно, но и журналисты переходят в PR, креатив, бизнес. Чтобы понять, чем этот тренд обусловлен, мы пообщались с Анастасией Рингис, в прошлом – журналистом «Украинской Правды», а сегодня – директором по развитию проектно-инжиниринговой компании Interproekt GmbH. Анастасия рассказала нам, почему сменила сферу деятельности, чем привлек ее аграрный сектор и в чем идея проекта «Земельна відповідь».

Чем обусловлена столь кардинальная смена рода деятельности? 

Мы живем в таком динамичном мире, где lifelong learning — это не просто красивая фраза, а реальность. Где чаще всего учатся взрослые люди? На работе, меняя один рабочий контекст на другой, мы приобретаем новые знания и навыки, пополняем набор «картин мира». Я всегда из одной редакции в другую переходила исключительно с пониманием, что иду реализовывать какой-то новый проект и чему-то обязательно учиться.

Смена рода деятельности мне кажется полезной практикой. Ведь каждая профессия дает определенную «оптику», что-то вроде призмы, через которую ты смотришь и оцениваешь мир вокруг. Люди часто легко нарабатывают какие-то подходы, системы оценок, обрастают опытом, «бронзовеют» и уже многого не замечают. Футуролог и социолог Элвин Тоффлер считает, что политики и журналисты чаще других сопротивляются переменам, а иногда просто игнорируют. Поэтому я считаю, нам нужно сознательно учиться «снимать», как верхнюю одежду, одни роли и создавать для себя другие. Кстати, Тоффлер в «Шоке будущего» и «Третьей волне» утверждает, что человек в 21 веке будет в течение одной жизни переживать гораздо больше изменений, чем предыдущие поколения. 

Поэтому кардинальная смена — это, прежде всего, источник роста и обновления своей «оптики». К тому моменту, когда меня познакомили с владельцами проектно-инжиниринговой компании «Интерпроект» Иваном и Евгением Кунь, я уже год вела на UA:Перший программу «План на завтра» про будущее и людей, которые его создают. Они сказали: «У нас есть план! Наш план на завтра и на послезавтра. Мы проектируем агросектор и модернизируем инфраструктуру городов». 

Для меня переход из журналистики в бизнес — это не история про кардинальную смену сферы, это про обретение новых инструментов, переход к более сложным задачам, имеющим больший impact-фактор.

АНАСТАСИЯ РИНГИС, ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ПРОЕКТНО-ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ INTERPROEKT GMBH

Объясните тренд — почему раньше журналисты уходили в PR, а сегодня в креатив, маркетинг, бизнес? Погоня за высокими зарплатами? Желание самореализоваться? 

Я думаю те сферы, куда уходят журналисты, сильно выигрывают от этого. Вот экс-главред «Дело» Екатерина Венжик ушла в проект Youcontrol, редактор «УП.Життя» Галя Тытыш сейчас возглавляет общественную организацию «Батьківський контроль», которая активно участвует в реформе системы школьного образования. Мне кажется, что в этой миграции нет сверхтренда, это абсолютно естественный рост отдельных журналистов, которым на каком-то этапе захотелось делать более прикладные вещи. 

Чего ожидать дальше в плане миграции журналистов в другие отрасли? 

Вы знаете, меня сложно назвать «ждуном», я ничего не ожидаю от других людей. Я всегда выступаю за то, чтобы создавать условия, а герои сами проявятся. Сейчас определенно чувствуется кризис в медиа. И это связано даже не с тем, что рекламный рынок очень скудный, а читатель не готов и не приучен платить за качественный контент, но еще и с тем, что «медиа» как некий общественный институт не существует сам по себе. Сейчас мне кажется, мы немного в ситуации потери смысла — война поутихла, реформы замедлились, общенационального видения развития страны так и не появилось. Мы до сих пор, как в тумане. Я это ощущаю как смысловое «опустынивание». Но это временный этап. Просто каждый человек, неважно из какой профессии, должен себе честно ответить на вопрос — каким я вижу свое будущее и что я делаю для этого каждый день? И из сотен планов сложится план для страны.

Для меня переход из журналистики в бизнес — это не история про кардинальную смену сферы, это про обретение новых инструментов, переход к более сложным задачам, имеющим больший impact-фактор

Как родилась идея проекта «Земельна відповідь»? 

Перед компанией стояла цель — выйти на другое качество проектов в агросекторе. Решая маркетинговую задачу «Интерпроекта», мы спросили себя: «почему аграрии сейчас не так активно инвестируют и что для них является проблемой?». И пришли к выводу, что земельная реформа и запуск рынка земли, о котором многие годы говорят в Украине, скоро под нажимом международных институций станет реальностью.

Решили попробовать поработать с этой темой, но не в обычных форматах, таких как конференции и круглые столы, а понять, что действительно волнует агросектор. Мы увидели, что рынок разделился на тех, кто хочет запуска рынка земли и тех, кто хочет оставить все, как есть. 

Специалист по корпоративному брендингу Татьяна Жданова, которая консультирует компанию, как-то предложила оживить диалог и ввести в него роль, которая до сих пор молчала, — дать право голоса Земле. Как это реализовать? Мы решили привлечь современное искусство. Потом директор проектно-инижиниринговой компании Иван Кунь предложил пойти дальше и спроектировать будущее агросектора в горизонте 15-20 лет. Так появилась идея привлечь команду «Викиситикомика» и Валерия Пекара, которые имеют опыт проведения форсайтов. 

Форсайт — это методика моделирования будущего, который используют мировые think tanks. К участию в форсайте мы пригласили, помимо участников рынка, ведущих экономистов, депутатов, также художников, которые, погрузившись в аграрный контекст, почувствуют то, что выносится общественным дискурсом за рамки сознательного диалога и смогут выразить это «бессознательное». 

Кстати, первый художественный объект, который у нас появился был рэп Артема Лоика, в котором он как раз вынес часть страхов на поверхность. Артем утрировал месседж «Земля мама — продавать нельзя». Проект только стартует, и мы ожидаем очень мощных художественных высказываний на тему «Земля как субъект». 

У нас очень сложный и многогранный проект, который будет длиться три месяца: тут и форсайт-сессии, и посещения художественных мастерских, и работа с медиа. На протяжении этих месяцев мы будем производить собственный контент, подключаться к спецпроектам, налаживать связи с региональными медиа. В ближайшие выходные у нас стартует первая сессия форсайта, на которую мы собираем экономистов, собственников крупных холдингов, фермеров с разных регионов Украины. 

Мы не агитируем за или против открытия рынка земли, мы хотим спроектировать будущее. Этим проектом мы показываем, что есть разные сценарии и для них нужны разные инструменты

Почему вы выбрали аграрный сектор? 

Это не я выбрала аграрный сектор. Это аграрный сектор выбрал меня. А если честно, то я выбрала проектно-инжиниринговую компанию — точнее команду, у которой есть амбициозная задача запустить модернизацию не только агросектора, но и коммунальной инфраструктуры городов. Но на сегодняшний момент процесс модернизации инфраструктуры в Украине не запущен, он проходит точечно, в тех городах и регионах, где есть руководители со стратегическим мышлением. Модернизация предполагает не просто новые энергоэффективные технологии, но и другую управленческую модель. А под эту модель нужны кадры, скажем прямо — не с советским подходом, а технически грамотные и подготовленные. В этом процессе невозможно приуменьшить роль государственных институций, которые должны отвечать за такие стратегические вопросы как программы модернизации, технологии, кадры. 

Как журналистский бэкграунд помогает в новой работе? Какие профессиональные скилы используете? 

Прежде всего, журналист — это человек, который умеет быстро думать и анализировать. Это главные и базовые скилы. Но я бы хотела сказать, что в 2016 и в этом году я прошла две важные программы обучения. Первая — в Украинской школе политических студий (УШПС), которая дала мне четкое понимание, что нет каких-то других людей или других, особых, реформаторов, которые построят нашу страну. Мы сами и наше окружение — вот главный ресурс для нас. Когда мы знаем, чего хотим, оказывается, что все, что нам нужно, у нас под рукой. 

Вторая — Школа стратегического архитектора Киево-Могилянской бизнес-школы. Это уникальная программа, которая дает экосистемное и кластерное мышление в бизнесе, это создание новых бизнес-моделей на основании другой философии жизни и мировоззрения. Когда ты выигрываешь как бизнес, работая на общий результат, конкурируя не внутри системы, а снаружи. Когда мы разрабатывали проект «Земельна відповідь», то часто использовали экосистемный подход, потому что действуем в интересах всего аграрного рынка, а не каких-то отдельных холдингов или позиций. 

Как привлекали и будете привлекать партнеров в проект? Что предлагаете им в качестве партнерского пакета? 

Мы приглашаем в партнеры проекта только компании, которые обслуживают аграрный рынок, но не агрохолдинги. Партнер-фундатор получает в собственность арт-объект и становится одним из фундаторов «Земельного ответа», то есть разделяет цели проекта и его миссию. 

Какие форматы промо и каналы коммуникаций планируете использовать, чтобы популяризировать проект? 

У нас позиция очень экологична: мы считаем, что тема открытия рынка земли настолько сама по себе важна, что мы не будем намеренно или под нажимом продвигать наш проект. Потому что сам по себе проект интересен и будет вызывать отклик у журналистов. Ну, и у нас есть свой ресурс

Какие преграды могут стать на пути достижения проектом намеченных целей? Может, государство? 

Надо решать проблемы по мере их поступления. Мы не агитируем за или против открытия рынка земли, мы хотим спроектировать будущее. Этим проектом мы показываем, что есть разные сценарии и для них нужны разные инструменты. Будущее не наступает само по себе, будущее надо проектировать. На мой взгляд, у общества есть запрос на проектный подход в реформировании и проектировании государственных функций. Каждому из нас нужно немножко стать стратегическим архитектором и представить свою жизнь здесь через 5-10 лет. Других нет. Есть только мы. 

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ