В августе прошлого года digital-агентство Studio7 трансформировалось в interactive agency Seventeam, сфокусировавшись на создании и развитии медиа для брендов, политических сил, общественных организаций и традиционных СМИ. Руководить компанией будет специалист в области интернет-медиа и девеломпента Роман Копычук. MMR пообщался с Романом и основателем Seventeam и издания «Наш Киев» Дмитрием Федоренко о причинах входа в нишу создания корпоративных сайтов и медиа, конкурентах в этой лиге и целевой аудитории агентства, а также о том, всем ли брендам нужно свое медиа.

Дмитрий, назовите причины трансформации агентства Stduio7 в Seventeam.

Дмитрий: В 2018 году digital-агентству Studio7 было 18 лет. За это время у нас накопилась большая экспертиза в диджитале – мы были пионерами в этой отрасли в Украине. И все это время мы занимались интерактивным дизайном и веб-разработкой. 

В 2007 году мы запустили издание «Наш Киев», которое на сегодняшний день является самым массовым в сегменте городских медиа, которые представлены в соцсетях. 

В 2010 году мы создали digital-агентство Pepermint Interactive, которое просуществовало пять лет, после чего я вышел из состава учредителей, понимая, что Studio7 больше теряет от такого партнерства, чем приобретает. Фактически мы вступили в корпоративный конфликт с рекламными и диджитал-агентствами, которые были нашими основными заказчиками. 

В 2018 году мы с Романом Копычуком, моим новым партнером, пришли к выводу, что наша экспертиза в создании медиаконтента будет полезна для корпоративного рынка. Сегодня, если ты и твой товар не медийны, тебя не купят. Даже у мочалки должна быть своя харизма :) Костяк команды Seventeam составляют семь человек с уникальными экспертизами. Основная идея нашего бизнеса – превращение корпоративных сайтов компаний и брендов в полноценные медиаплатформы.

Дмитрий ФедоренкоДмитрий Федоренко

Что вы подразумеваете под медиаплатформами?

Дмитрий: Сегодня так сложилось, что бренды перенесли свои основные медиаактивности в социальные сети и заложили мину замедленного действия в свои бренд-коммуникации. Проблема в том, что в информационной какофонии потребители не запоминают, с кем они контактировали в социальных сетях и от кого получили ту или иную информацию. Лояльность к бренду не растет, а часто и катастрофически падает. Единственное медиа, которое осталось в полном распоряжении корпораций, – это их корпоративные сайты. Социальные сети – это дистрибуционные платформы, через которые можно и нужно приводить аудиторию к себе на сайт, чтобы метить ее и в итоге более точечно вести коммуникацию с теми, кто уже знаком с брендом. Сегодня основной тренд на западе – восстанавливать свои веб-платформы и превращать их в медийные ресурсы, в которых они будут продвигать свои ценности для аудитории. 

Раньше веб-сайты были статичной структурой, на которую время от времени кто-то выкладывал какую-то информацию. Там обязательно были фотография генерального директора, логотип, информация о компании, несколько плохих фотографий продукции и контакты. Такая информация «не продает» и именно потому мы часто слышим, что корпоративные сайты устарели. Но они не устарели, а устарел подобный подход к их производству. 

Хорошо, вы создали медиа для компании, что дальше? Вы и дальше занимаетесь контентной поддержкой и наполнением медиа? Аутсорсите или обучаете сотрудников компании? 

Дмитрий: Мы занимаемся разработкой медиаконцепции будущего веб-сайта бренда, технической экспертизой по его реализации и созданием самого контента для этого сайта. 

У нас есть три пути развития. Первый – наша внутренняя редакционная команда, которая продает свою экспертизу по созданию и продвижению контента для наших клиентов. Второй – если клиенту необходим специфический контент, мы находим специалистов узкого профиля, а за собой оставляем менеджмент, управление самим процессом, техническую поддержку и развитие концепта. Третий – и пока он самый востребованный – мы просто обучаем специалистов в компании, а техническая поддержка все равно остается за нами. Но вот производство контента в рамках утвержденной концепции переходит на сторону самого клиента. У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы.

Сегодня основной тренд на западе – восстанавливать свои веб-платформы и превращать их в медийные ресурсы, в которых они будут продвигать свои ценности для аудитории.

Кто ваши конкуренты в этой нише? 

Дмитрий: Tilda, Wix и прочие веб-конструкторы для нас не являются конкурентными, так как мы сами используем их для создания презентаций, лендингов. Это, действительно, очень крутой инструмент. Но сайты-конструкторы неэффективны для создания часто обновляемых интернет-медиа, так как с помощью них невозможно подключить внешние базы данных, распределить права доступа к контенту, публиковать контент на внешних ресурсах. 

Рынок веб-продакшена Украины очень сильно просел после череды кризисов и в массе своей переориентировался на рынки со стабильной валютой. Таким образом, качество продукта на украинском рынке снизилось, идея украинской веб-разработки потеряла лицо. Клиенты не были готовы платить, они не понимали, зачем им экспериментировать с этими форматами, если есть наружка, реклама на ТВ, Facebook, лендинги. Но сейчас рынок становится конкурентным, и, конечно же, появляются новые достойные компании. При всем при этом, на рынке остались компании с сильной экспертизой в веб-производстве. Есть сильная компания Vintage, которая работает в сегменте создания вау-сайтов, где все сверх анимировано и акцент делается именно на этом. Есть небольшие бутиковые команды типа Spiilka, которые делают акцент на дизайне интерфейсов. А есть редакции традиционных медиа, которые пытаются продавать свои экспертизы крупным коммерческим партнерам. 

На какой сегмент клиентов вы ориентируетесь?

Дмитрий: В первую очередь, это корпоративный сектор, крупные рекламодатели, со своей устоявшейся маркетинговой стратегией и портфелем брендов. Мы работаем с Toyota, Borjomi, «Наша Ряба» – эти бренды могут себе позволить не просто продавать продукт, но и награждать его эмоцией.

А МСБ вы рассматриваете как свою целевую или только большие компании? 

Дмитрий: Наши клиенты – это те, кто готов совершить качественный рывок, а не делать странички «как у всех» на Wix. Ведь даже, принимая решение приобрести что-то, к примеру, на prom.ua, я пойду и посмотрю, что это вообще за бренд, есть ли у них сайт, насколько он удовлетворяет мои пожелания к качеству, ведь это напрямую коррелирует со стоимостью продукции. А если у них сайта вообще нет, то я десять раз подумаю, стоит ли у них покупать. 

Чем качественнее бренд «разговаривает» со мной, тем больше я верю в его продукт и тем более обоснована для меня его стоимость. К примеру, перед вами на столе лежит десяток ламп. Ты не знаешь, как выбрать среди них, поэтому выбираешь средний ценовой сегмент, чтобы не ошибиться. В итоге дорогие и дешевые лампочки не продаются. Но это неправильно. Соответственно, те, которые действительно сделали качественный рывок, и будут нашими потребителями. В конце концов, если они понимают, что наши услуги – это инвестиция в их бизнес, то могут взять кредит.

Вы разрабатываете не только корпоративные сайты, но и медийные платформы под спецпроекты? 

Роман: Да, к примеру, медийная платформа Borjomi.Active – это не просто сайт бренда. Я думаю, что в течении одного, двух, пяти лет, они вырастут в полноценное медиа для молодежи со своей редакцией. Причем этот сайт работает сразу на несколько стран, потому что контент универсальный и для Украины, и для Грузии, и для других. 

Дмитрий: Очень хороший пример продающего медиасайта – это LABA. Часто, прочитав статью на их сайте, я покупаю у них курсы. Я просто не могу не нажать на кнопку в конце, потому что понимаю, что мне это принесет опыт и деньги. 

Роман: Да, они создают очень продуманные лонгриды, через них продают спикеров. Зачастую журналист, который пишет этот лонгрид, и является одним из тренеров курса. Это очень крутой контент. 

Роман КопычукРоман Копычук

Всем ли брендам нужно свое медиа? Или бывают запросы, когда вы понимаете, что нет, здесь не подходит, вам не по пути? 

Дмитрий: В эпоху, где все становится медиа, бренды, как минимум, должны иметь стратегию формирования медийности всего: каждый их сотрудник должен стать медиа, каждый их продукт должен стать медиа, каждый их чих должен быть медийным и интересным аудитории. Это все должно попадать в медиаполе, переупаковываться для доставки целевой аудитории, в конкретном канале ее присутствия. Я не считаю, что есть бренды, для которых подобный подход не сработает. 

Мы все сейчас активны, как мышки лабораторные. Мы потребляем контент, мы хотим его все больше и больше. Наши личные требования к качеству контента постоянно растут. И к этому нас стимулируют в том числе эти же социальные сети. Потому да, я считаю, что медиа нужно всем брендам. 

В релизе о трансформации агентства говорится, что компания также будет заниматься созданием и разработкой медиа для политических сил. 

Дмитрий: Я рассматриваю любую политическую силу как маркетинговый продукт, если она работает в легальном поле, разрешена украинским законодательством, и, самое главное, не противоречит нашим внутренним убеждениям. Мы сейчас работаем над созданием бренда политсилы и консультируем их как медиаспециалисты: как формировать свое присутствие в социальных сетях, создавать свою платформу, какой контент там должен быть. И эта политическая сила очень резонирует с нашими ценностями.

Полгода работы в новом формате: чего удалось достичь за это время? Какими проектами гордитесь? 

Дмитрий: Мы гордимся проектом для Borjomi, Lenovo Украина, швейцарским мультирегиональным медиа Hallowil. В ближайшее время запустим корпоративный сайт для Toyota и масштабную программу лояльности для «Наша Ряба». 

Роман: Мы гордимся тем, что за последние полгода укрепили свои позиции, начали развивать новый бизнес, стали выигрывать новых клиентов, оптимизировали внутренние процессы. 

Дмитрий: Этот год для нас будет годом проверки гипотез. Потому что, как сегодня работают, а самое главное – как зарабатывают медиа, на самом деле никто не знает до конца. Почему читатели приходят к нам, в НашКиев.UA, а не к кому-то другому? За уникальным контентом? Я не могу на 100% дать ответ. На хайповый заголовок? Опять же у меня нет 100% ответа. Главный наш вопрос, на который мы хотим получить ответ, в каком формате работать – наращивать внутреннюю редакционную структуру, либо аутсорсить ее. И я не исключаю, что в один момент мы просто сольемся с кем-то из существующих игроков рынка массовых коммуникаций и сразу усилим свою экспертизу в этом вопросе. Но в одном я уверен, что до апреля мы еще будем работать над производственными процессами, документами, проверять гипотезу до конца. И к маю сможем выйти уже с каким-то готовым решением на рынке.

В релизе также был комментарий Романа о том, что его задача – построить международный бизнес на территории Украины. Значит, хэдофис будет в Украине или у вас в планах открыть филиалы в других странах? 

Дмитрий: Сейчас все, особенно в нашей IT-индустрии, вынуждены быть международными. Мы не связаны никакими границами и обязательствами – у нас есть команда профессионалов, которая готова предоставлять свой сервис любому рынку, если он там будет продаваться. Поэтому мы вышли на швейцарский рынок, начали работу над масштабным проектом Hallowil – это швейцарский информационный медиапортал. Наши клиенты рассматривают Украину как страну, в которой они готовы аутсорсить свой потенциал. Мы готовы работать на новых рынках. 

Роман: Если о нас уже знают в Грузии, Азербайджане, Швейцарии, Польше, Германии и других европейских странах, глупо замыкаться только на рынке Украины. Но в то же время мы ощущаем высокий потенциал нашего материнского рынка и будем уделять ему основное внимание в наших активностях. 

Поработав с клиентом из Швейцарии, какие инсайты почерпнули из этого сотрудничества? Чем отличается западный клиент от украинского?

Роман: Мы не увидели там каких-то невероятных вещей. Швейцарцы более консервативны, бизнес-этика у них на более высоком уровне. В остальном все то же самое – тот же cloud storage, те же проекты, те же вопросы. 

Дмитрий: Украинские клиенты очень часто комплексуют, что они технологически отсталые и чего-то не знают. Поработав с западными клиентами, могу сказать, что украинцы более технологически подкованы. Но украинскому заказчику нужно научиться нескольким вещам. Во-первых, отвечать себе на вопрос, для чего им это нужно. Западный заказчик никогда не потратит ни копейки, если не будет понимать, как это повлияет на его бизнес. Во-вторых, украинские клиенты не доверяют своему подрядчику. Все до сих пор работает в формате «я начальник – ты дурак». Западный заказчик рассматривает своего подрядчика как партнера с экспертизами, которых у него нет. И третье, чем отличается западный клиент от украинского, – у нашего отсутствует понятие поэтапной, итерационной разработки. Он хочет все и сразу.

Украинские клиенты очень часто комплексуют, что они технологически отсталые и чего-то не знают. Поработав с западными клиентами, могу сказать, что украинцы более технологически подкованы.

Как будете строить маркетинг и знание о том, кто вы? Есть ли у вас маркетинг-стратегия, какие каналы коммуникации вы планируете задействовать? 

Дмитрий: Да, перед Новым годом мы провели стратегическую сессию и наработали определенный план действий по продвижению нашего бренда. В первую очередь, мы будем продвигать идею «Media is new gold», в которую я искренне верю. Мы найдем аргументы, почему украинские бренды должны повернуться лицом к своим корпоративным сайтам и сделать их базовыми платформами для своей коммуникации в интернете. Для этого мы уже сейчас запланировали выступления на отраслевых мероприятиях, где будет присутствовать наша целевая аудитория – собственники бизнеса и первые лица компаний, которые не боятся экспериментов. Уверен, что в таком партнерстве мы создадим не один флагманский проект, который вызовет интерес у рынка. 

В первую очередь, мы будем продвигать идею «Media is new gold», в которую я искренне верю.

Дмитрий, как вы совмещаете управление агентством и медиа? Как будете делить сферы ответственности в компании с Романом? 

Дмитрий: Роман – CEO Seventeam. На нем лежит бизнес-девелопмент, клиент-сервис, построение внутренних производственных процедур и продвижение. Все-таки он в команду пришел из медийной сферы. На мне – продвижение идеи «Media is the new gold», вовлечение аудитории в дискуссию, формирование абсолютно новой для нашего рынка коммуникационной модели. Также на меня ложатся редакционные обязанности, курирование аутсорс-команд. В этом и проявляется наша синергия.

Роман, по каким индикаторам вы будете понимать, что ваша работа эффективна и результативна? 

Роман: По двум индикаторам – рациональным и эмоциональным. К рациональным относятся все финансовые показатели и то, что можно оцифровать. Первый – это финансовые показатели. Также в цифры можно перевести какие-то еще вещи по поводу удовлетворенности коллектива, текучке кадров. Все бизнес-показатели, которые мы можем свести к цифрам, мы их оцифруем, и тогда будем принимать решения на основании этих цифр. 

Второй уровень – более эмоциональный, и здесь мы хотели бы видеть качество тех проектов, которые мы делаем. И одна из наших целей на 2019 год – сделать их как можно больше. Возможно, где-то пожертвовать рентабельностью, своим заработком, но выпустить тот продукт, которым мы бы вместе гордились и которым не стыдно было поделиться. Сейчас открывается окно возможностей, когда наш партнер может получить себе новый корпоративный сайт за очень адекватные деньги.