Как и в 2016 году, основным прибыльным сегментом на рынке коммуникаций остается PR коммерческих организаций. Это неудивительно и ситуация вряд ли когда-то изменится (разве что для отдельных специализированных агентств, таких как Be—it Health & Social Impact, которое отделилось от Be—it Agency в 2017 году), но в этом году мы наблюдаем прирост кейсов не классического PR, а КСО-проектов и кампаний положительного влияния на общество и здоровье человека, где главным героем становится клиент бренда, а не клиент агентства. Кроме того, и в портфеле, и в компетенциях агентств укрепилась GR-экспертиза: в прошлом году, по сравнению с 2016-м, кейсов взаимодействия с госорганами на коммерческих или некоммерческих условиях стало больше. С другой стороны, количество действительно громких кейсов кризисных коммуникаций не так уж и велико (либо их вовремя и правильно успели «потушить»).

Динамичное равновесие в высшей лиге

В группе лидеров произошла кардинальная перестановка впервые со времен ренка 2014 года. Все это время лидерство между собой делили PR-Service (первое место по итогам 2014 и 2016 годов) и Mainstream Communication & Consulting (первое место в 2015 году). В 2016-м в тройку вошло Be—it Agency. В 2017-м компания уже заняла первое место в категории «50+ млн грн»: каждый год агентство де-факто поднималось на несколько позиций: с пятого места на третье в 2016-м, с третьего на первое в 2017-м. Сочетание системной работы с донорами/НГО и их бюджеты в долларах и евро с коммерческими PR-проектами дали свои плоды. 

В категории «30-40 млн грн» борьба за лидерство, как и в 2016-м, продолжается между двумя бессменными игроками – SPN Communications и Noblet Media CIS. 

Стоит отметить PBN Hill+Knowlton Strategies в категории «20-30 млн грн», которое в этом году, по нашим оценкам, увеличило прибыль почти в два раза. Это отразилось и на двукратном поднятии вверх в ренке с четырнадцатого места в 2016 году на седьмое в 2017-м. Это при том, что это агентство – единственное аудируемое на рынке и способное подтвердить экспертные оценки верифицированными данными.

Через стабильность к падению и обратно

Категории «10-20 млн грн» и «меньше 10 млн грн» стабильны в показателях и фигурантах: цифры близки к прошлогодним и кардинально не изменились. Отметим незначительное, но ощутимое падение в показателях «Михайлов и Партнеры» и значительное Brandcom, которое теряет в биллингах уже второй год подряд. Позитивная динамика у FASHION-PR, которое в 2017 году, по нашим оценкам кейсов, увеличило оборот в два раза и оставило позади категорию «меньше 10 млн грн» в ренке. В 2018 году, после успеха лонча H&M, которым занималось агентство, стоит ждать еще более динамичного роста. 

Агентства GreenPR Ukraine и «ВАРТО» вы найдете в списке впервые, как и новое GOLUBi GROUP, которое в этом году запустила Марина Голуб. В данном ренке впервые нет агентства O2PR и NGN.аgency. Это связано с тем, что вес и доля PR-услуг в портфелях компаний переводит их из ниши классических PR-агентств в операторов интегрированных кампаний и проектные офисы инициатив, в которых коммуникации лишь один из многих драйверов развития.