Дмитрий Кисилевский, директор по корпоративным отношениям «Интерпайп», перенял эстафету Светланы Павелецкой, которая предложила свой перечень критериев, помогающих всем, кто хочет стать подкованеев PR. Итак, какие базовые навыки должны иметь начинающие пиарщики на входе в профессию, чтобы управлять репутацией грамотно.

На PR-марафоне я буду участвовать в дискуссии о стандартах в PR. Эта тема довольно многогранна — обсуждают этические стандарты, и коммерческие, и взаимоотношения между участниками процесса коммуникаций. Я же, вслед за Светой Павелецкой хочу затронуть вопрос стандартов на навыки, которыми должен обладать молодой пиарщик при входе в профессию. 

Если посмотреть на карьерный путь пиарщика, то упрощенно он такой: специалист — начальник отдела — руководитель функции. Каждому этапу соответствует своя работа: использование базовых навыков и инструментов — решение коммуникационных задач с помощью инструментов — решение задач бизнеса посредством перевода их в коммуникационные задачи.

За последние 10 лет профессия шагнула далеко вперед. В связи с чем мы много говорим об управлении репутацией и кейсах. Это хорошо и важно, но за своими заботами и карьерным ростом мы забыли о базе. 

Что знают и умеют те, кто приходят сейчас к нам на работу? Откуда они получили знания, где наработали навыки, которые помогают им выполнять хотя бы самые простые задачи? 

Высшее образование. Оно дает, в лучшем случае, общую эрудицию и редко — навык писать. Нормального высшего образования по коммуникациям я не встречал. КИМО или Могилянка — возможно, и то с оговорками. 

Конференции-интенсивы. Дают ощущение профессии, кейсы можно послушать, нетворкинг в профессиональной среде. Увы, к образованию это никакого отношения не имеет. Хорошо описывается словом infotainment. 

Отраслевые СМИ и специализированные паблики. Дадут представление о коммуникационном бизнесе, о звездах профессии и том, что на слуху. Можно составить представление о буднях коммуникаций.

И вот эти молодые специалисты — с высшим образованием ни о чем, багажом новых слов с последнего лектория и напитавшийся фейсбучной мудрости — приходят на работу. Что он или она там будет делать? Управлять репутацией? Кого мы пытаемся обмануть! 

Будет писать пресс-релизы и посты, делать бюджеты, картинки вставлять в презентации, мероприятия организовывать, счета на оплату ставить. Но умеет ли он или она это делать? Мой опыт работодателя говорит, что нет. Их нигде этому не учат. 

И да, я скорее найму того, кто умеет и хочет работать руками, чем того, кто красиво рассуждает о высоком. Смыслу профессии я его научу. А вот учить его держать вилку (читайте писать пресс-релизы) сил не хватает. 

В этом я вижу большую проблему. Сложно находить людей для выполнения простых понятных действий, из которых складывается общий результат. Особенно остро это ощущается за пределами Киева. 

Считаю, это весомый повод для PR-сообщества подумать над двумя вопросами: 

— какие базовые навыки должен иметь молодой человек на входе в профессию. Тут можно было бы договориться о перечне и требованиях. 

— как сделать, чтобы они вырабатывали навыки еще до прихода к нам. Именно вырабатывали, ведь навык — это как пресс. От одной тренировки не появится.

Вот мои задумки, которыми могло бы заняться в этой связи наше отраслевое объединение: 

1) наконец сообщить вузам, которые готовят пиарщиков, что они делают это плохо. И заняться внесением изменений в учебные программы. Эта тема нас может привести к идее сертифицировать факультеты / специальности, которые готовят пиарщиков. 

2) озаботиться тем, где студенты могут приобрести навыки работы в профессии во время учебы. Это могут быть пресс-службы вузов, волонтерские проекты и т. д. Мы как отрасль могли бы им оказывать методологическую и консультационную поддержку. 

3) ввести сертификацию молодых специалистов по аналогии с IT-cертификациями или TOEFL. Это мог бы быть экзамен, сдача которого подтверждала бы, что человек владеет минимальными навыками, необходимыми для работы в профессии. Эта задача привела бы нас к согласованию списка требуемых навыков, выработки стандарта на них и необходимости признания крупными работодателями такой сертификации. 

4) возродить CIPR в Украине. Мне кажется, это была единственная учебная программа, которая давала образование по коммуникациям. Не развлечение, не корочку, а именно образование в самом позитивном смысле этого слова. Но это уже не про навыки.