21 ноября Украина в третий раз отмечает День Достоинства и Свободы. MMR решил провести по этому поводу перекличку между представителями медиа, диджитал и пиар-сегментами рынка с помощью трех одинаковых для всех участников вопросов: 

1. Что изменилось в вашем бизнесе за три года после Майдана?

2. Какие маркетинг-вызовы прибавились за последний год?

3. Как за эти три года изменился портрет потребителя?

Никита Коваленко, Digital Fox (экс-глава диджитал-подразделения Баядера Груп, Эпицентр К, Новая Линия)

1. У меня – как диджитал-специалиста широкого профиля – работы только прибавилось. Могу отметить, что увеличилось число людей в сети, которые открыто гордятся тем, что они украинцы. А для большинства брендов украинская тема стала очень заметной в их контент-политике: казаки, вышиванки, сало даже. И это очень эффективно. 

2. Я перманентно нахожусь в работе. Потому новые вызовы, наверное, даже не замечаю. Работы стало намного больше, это точно. А новых инструментов – каждый месяц по несколько появляется, и все хочется попробовать. 

3. Я часто наблюдаю за тем, как и где «зависают» потребители, например, в очереди в гипермаркете, в маршрутке, в метро, в клубе, в ресторане. Потребитель постоянно в социальных сетях. Даже по движению большого пальца, скролящего экран смартфона, это легко понять. Потребитель уходит в диджитал – там его и будем ловить.

Потребитель уходит в диджитал – там его и будем ловить

Андрей Станченко, PhD, CEO NRG (NewRealGoal)

1. Все большее влияние на изменения в нашем бизнесе оказывают рожденные в период 1981 — 2001 гг., поколение Y. И как клиентский сегмент, и как сотрудники. Вспомните, поколение Y стало решающей силой во время событий на Майдана. Все стало всерьез именно после разгона студентов. Именно они сейчас market makers на рынке обучения. Мы уходим в сеть — медленно, но очень уверенно, как Джонни Депп в фильме «Превосходство». Часть тренингов вживую вначале мы дублировали on-line трансляцией — сейчас это все больше самодостаточный формат. Мы начинали это делать для иногородних участников, которые не могут присутствовать очно на обучающем мероприятии, но в определенный момент мы увидели, что среди дистанционных участников — много киевлян. Оказывается, причиной стало похолодание. Поколение Y предпочло выход из дому в ненастье комфортное участие в тренинге со своего гаджета.

2. Однозначно, мир стал более открытым, а наш рынок, как и многие другие, — более прозрачными. Это не есть следствие Майдана — хотя его следствием есть проект Prozorro. Ведущей причиной, конечно, является digital, и, в первую очередь, поисковики и соцсети. Осведомленность — самый основной вызов. Потребитель знает о вас, что он хочет знать, а не то, что вы хотите, чтобы знал он. Чаще стали делать сравнение своих идей с зарубежными предложениями.

3. Это тот случай, когда молодой потребитель меняет старшие поколения с помощью своих digital-навыков. Для описания смены портрета потребителя приведу пример так называемого поколения С. Хотя 65% ее представителей младше 35 лет (т. е. поколение Y), это не возрастная группа. Вот описание сегмента по четырем общим характеристикам (все начинаются на С): 

  •  Connection — всегда на связи. Ест, спит, живет и дышит с мобильным устройством. 91% представителей этого клиентского сегмента спит непосредственно рядом с ним. Однозначно события Майдана усилили тренд «быть включенным в происходящее и быть на связи». 
  •  Community — легко вступают в реальные и виртуальные сообщества. 88% имеют аккаунты в соцсетях, 65% ежедневно их обновляют. В связи с ведением пропагандистских войн — потребители все больше доверяют этому виду СМИ. 
  •  Creation — создают контент и делятся им. 80% владельцев смартфонов смотрит видео на Youtube.
  •  Curation — с радостью оценивают, дают советы.

Потребитель знает о вас, что он хочет знать, а не то, что вы хотите, чтобы знал он

Владислава Денис, креативный директор Cheil Ukraine

1. В нашем бизнесе, как и в бизнесе нашего самого крупного клиента Samsung, произошли изменения, напрямую связанные с изменениями в украинском обществе. Мы создали так называемую патриотическую национальную креативную платформу для смартфона Samsung Galaxy Note 5 — «Эволюция». Платформа очень хорошо воспринималась, позитивно изменила имидж бренда, ролик прославил Украину на международном уровне, поскольку его разместили ведущие мировые рекламные онлайн ресурсы (в частности, в начале этого года он вошел в пятерку лучших роликов недели Ad Forum). Кроме того, летом мы создали олимпийскую кампанию Samsung — спонсорство украинской национальной сборной в Рио. Работали с новыми инсайтами, которые появились уже после Майдана — гордость за Украину, вера в силу родной земли и в нашу культуру. Сейчас вместе с Samsung готовим новый социальный проект — патриотический, c провокативными национальными инсайтами. Проект будет инновационным и очень эмоциональным.

2. Вызовы очевидны — молодая аудитория ориентируется на национальную идею, которую, при все том же хаосе в политике и экономике, активно «женится» с идеями космополитическими, стараясь «прилепиться» к мировой глобальной культуре и экономике. Есть несколько брендов, которым это удается, например, Vodafone.

3. Потребитель меняется революционно — изменения я наблюдаю по 10-летней дочери. По ее поколению видны тренды ближайших пяти лет. Это патриотизм и глобализм одновременно. Это страсть к технологиям, постоянное общение онлайн, умение легко и быстро производить видеоконтент. Кстати, почти у каждого пятиклассника есть свой YouTube канал со своим контентом. Они впечатляют и многому учат, эти «детки в порядке».

Новые инсайты, которые появились после Майдана — гордость за Украину, вера в силу родной земли и в нашу культуру