Люди будущего – те же потребители, падкие на красивую картинку и громкие лозунги. По крайней мере, в этом уверены голливудские кинематографисты, не представляющие будущего человечества без рекламы. Также они уверены, что в условиях жесткой конкуренции и растущей избирательности клиента приходится находить все новые способы привлечь внимание к своему продукту. Какие именно – смотрите в подборке от группы телеканалов TV1000.

«Особое мнение»

Minority Report, 2002 


События фантастической ленты Стивена Спилберга разворачиваются в высокотехнологичном 2054 году. Главный герой Джон Андертон в исполнении Тома Круза работает в специально созданном подразделении профилактики преступности. С помощью провидцев его работники предотвращают убийства, ограбления, теракты и другие злодеяния. Однажды Джон и сам попадает в ловушку этого полезного изобретения. Когда обычно безошибочные предсказания указывают на него самого, как на будущего убийцу, герой решает сбежать и разобраться в тонкостях системы, которой много лет служил верой и правдой. Однако в мире, где за каждым шагом человека внимательно следят миллионы электронных «глазков» и объективов камер, залечь на дно – задача не из легких. 

Одним из преследователей Джона становится уличная реклама. В будущем Спилберга реклама полностью персонализирована. Маркетинговые голограммы преследуют героя на улице и громко выкрикивают его имя и фамилию. Как ни удивительно, это будущее наступило гораздо раньше, чем предрекли голливудские сценаристы. Механизмы отслеживания поисковых запросов, а также персонализации рекламы, заточенной под конкретного потребителя, успешно используются уже сегодня. Частично на этих принципах основан ретаргетинг (или ремаркетинг) рекламного контента.

«Бегущий по лезвию 2049» 

Blade Runner 2049, 2017 


В первом фильме «Бегущий по лезвию», снятом в 1982 году, Ридли Скотт представил зрителю мир, в котором человек живет бок о бок с репликантами, разумными роботами, практически не отличимыми от своих создателей. Многолетнее противостояние между репликантом и человеком, множественные моральные дилеммы, связанные с созданием искусственных людей и их скоропостижной утилизацией, вытеснили андроидов в подполье. Этот мир был мрачным и дождливым, наполненный летающими автомобилями и высокими темными башнями, густо и разнообразно украшенные сияющей неоновой рекламой.

Те же визуальные традиции были продолжены режиссером Денни Вильневом в сиквеле ленты «Бегущий по лезвию 2049». Главным героем становится один из бегущих по лезвию – специального отряда, преследующего репликантов-нелегалов. Столкнувшись с чем-то необъяснимым, он идет по следу знаковой для всех репликантов истории. В мрачном неонуарном городе он снова видит неоновые огни, летающие аппараты-носители рекламы, а главное – исполинские голограммы, которые способны взаимодействовать с человеком, проходящим мимо.

«Теорема Зеро» 

Zero Theorem, 2013 


Известный шутник Терри Гиллиам призывает своего зрителя смотреть на серьезные проблемы современного общества через призму своих сатирических картин. Одной из них является «Теорема Зеро», рассказывающая историю талантливого хакера Коэна, который уже долгое время бьется над разгадкой сверхсложной задачи. Основная цель его жизни – дождаться звонка свыше. Божество на том конце провода должно дать ему ответ на извечный вопрос о смысле жизни. 

Мрачный, закутанный в длинный темный плащ герой является полной противоположностью окружающему пестрому миру. Выходя на улицу, нелюдимый Коэн попадает в плен многочисленной рекламы, призывающей немедленно купить, присоединиться, записаться, отправиться. Улицы реальности, показанной в кадре, наводнены яркими экранами разной величины, бесконечно транслирующими рекламные ролики. Кроме того, здания опоясаны интерактивными рамками, по которым «ездят» рекламные блоки, преследуя прохожих на улице, останавливаясь и поворачивая вместе с ними и переключаясь с одного человека на другого. Сам Гиллиам признается, что стремился изобразить современное общество потребления в сатирическом свете и нанести своеобразный творческий удар по назойливым рекламщикам.

«Остров» 

The Island, 2005 


Герои фантастического боевика «Остров» живут в антиутопическом 2019 году. Линкольн-шесть-Эхо и Джордан-два-Дельта являются одними из немногих выживших после глобального катаклизма. Они живут в изоляции и обязаны следовать целому своду правил, никогда не выходя на «зараженную» территорию. Время от времени случайным образом выбираются счастливчики, которые отправятся на райский остров. Чтобы поддерживать одержимость героев счастливым шансом, они не просто смотрят рекламные ролики об острове по телевизору, им также вживляют промовидео прямо в мозг, чтобы они просматривали его даже во сне.

«Дитя человеческое» 

Children of Men, 2006 


По версии мрачной антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое», уже к 2027 году человечество может лишиться практически всякого шанса на выживание. В ленте показан мир, котором уже более 18 лет не рождаются дети. Главный герой, бывший политический активист должен помочь молодой девушке перебраться через границу. Ситуация осложняется тем, что девушка беременна и является единственной, кто может дать шанс всему человеческому роду. 

Мир антиутопии – серый и лишенный ярких красок и радостных эмоций. Что совсем не удивляет, так это единственные пестрые пятна в этой истории – рекламные баннеры, украшающие автобусы. Это является лишним подтверждением того, что маркетинг имеет все шансы прожить дольше, чем человек.

«Симона» 

S1m0ne, 2000 


Кто бы мог подумать, но сфера персонального пиара в будущем также может быть перехвачена высокотехнологичными машинами. По крайней мере в этом уверены создатели картины «Симона» с Аль Пачино в главной роли. По сюжету, известный режиссер Виктор Тарански переживает серьезные неприятности, угрожающие его карьере. Скандальная актриса отказывается сыграть свою роль в его фильме до конца и покидает проект. В поисках решений герой прибегает к помощи виртуального симулятора и создает Симону – виртуальную актрису. После того, как фильм с Симоной в главной роли выходит на экраны, публика приходит в восторг от ее красоты и актерских способней. Ее популярность только усиливается от вынужденной скрытности и нежелания появляться на массовых мероприятиях. Апогеем актерской карьеры Симоны становится получение премии Оскар.