Одна из проблем креативных индустрий в Украине – серьезный дефицит кадров. «Нужно работать с людьми и создавать для них условия, которые будут вдохновлять их работать именно у нас», – считает CEO агентства SODA Performance Ирина Грицаенко. За пять лет штат агентства вырос с 7 до 49-ти человек. А полгода назад произошло разделение SODA Digital Advertising Group на два направления – SODA Performance и SODA Communications. Репортеры MMR побывали в офисе компании и пообщались с Ириной Грицаенко, а также с CEO SODA Communications Оксаной Лихожон, HR-менеджером Татьяной Новиковой и бизнес-коучем Надеждой Турий. Они делятся своей историей разделения агентства и лайфхаками, как управлять «зетами» и коммуницировать корпкультуру внутри компании.

Экспертиза на стыке креативности и IT и разделение агентства на два направления

«В какой-то момент мы поняли, что процесс перформанса и аналитики идут одним путем, а коммуникация и креатив – другим. И мы не получим желаемый результат, если будем работать с ними по одинаковым бизнес-процессам, – рассказывает Ирина Грицаенко, CEO агентства SODA Performance. – Поэтому у нас появилась идея создать нишевое агентство, где все будет работать по своим направлениям. Направление коммуникаций было для нас новым, но, опросив пулл наших клиентов, мы увидели, что оно востребовано. Так, в августе мы трансформировались в SODA DAG, в которую на текущий момент входит два агентства: SODA Performance и SODA Communications. Команда Performance стала самой креативной из технологичных, а команда Communications – самой технологичной из креативных»

То, что это было правильными решением, говорят финансовые показатели компании и обратная связь от клиентов. В SODA DAG есть комплексный client-service, который состоит из Project managers и Social Comminications managers.

CEO SODA PERFORMANCE ИРИНА ГРИЦАЕНКОCEO SODA PERFORMANCE ИРИНА ГРИЦАЕНКО

«У нас упростилась коммуникация с клиентом. Людей добавилось, но мы убрали лишние звенья и обмен информации стал гораздо быстрее», – говорит Ирина. На вопрос о борьбе с текучкой кадров Ирина отвечает однозначно: «Не нужно бороться с текучкой. Нужно работать с людьми и создавать для них условия, которые будут вдохновлять их работать именно у нас. Тут должен сложиться пазл «мое или не мое». Если человек вовлечен и мотивирован, результат будет на лицо»

В компании отсутствует жесткая субординация. Все руководство сидит рядом с персоналом в двух больших оупенспейсах. Коммуникация между ними очень простая и неформальная. «У нас также нет жесткой бюрократии, и все изменения происходят очень быстро. А недавно мы пришли к тому, чтобы развивать личности каждого сотрудника, поэтому пригласили на работу бизнес-коуча», – завершает экскурсию Ирина.

От 17 до 30: лайфхак по менеджменту «зетами» и сотрудниками постарше

Команда SODA Communications состоит из разных поколений, здесь наблюдается самый разнообразный возрастной диапазон: самому младшему сотруднику 17 лет, а самому старшему – 30. Поэтому мы спросили Оксану Лихожон, CEO агентства SODA Communications, о том, как удается менеджерить представителя Gen Z и есть ли разница в управленческих подходах к молодому поколению и сотрудникам постарше. 

«Так, люди дуже відрізняються, відповідно до їхнього віку, але це круто. Тому що всі заточені на результат і працюють для досягнення результату, хоча й абсолютно різними методами. Молодші люди дуже швидко загоряються, але їх треба тримати в тонусі, їм постійно треба подавати нові ідеї і можливості для розвитку. Що стосується корпоративної культури, у них однакове бачення: їм хочеться, щоб було цікаво, вони хочуть розвитку і динаміки. Вони дуже швидко знаходять спільну мову між собою. Тому різниці у менеджменті я особливо не бачу. Хіба що молодшим людям, для яких це перша робота, треба прививати розуміння дисципліни», – делится Оксана.

CEO SODA COMMUNICATIONS ОКСАНА ЛИХОЖОНCEO SODA COMMUNICATIONS ОКСАНА ЛИХОЖОН

Среди лайфхаков работы с «зетами» она выделяет такие: «Вони не працюють заради того, щоб працювати. Їм завжди треба бачити вищу мету. І якщо визначати перед ними цю мету, показувати крок за кроком, що треба робити, вони будуть до цієї мети йти. І вони не вміють працювати відірвано. Якщо іншим людям можна просто дати блок задач, вони не розуміють, куди йдуть ці задачі і звідки вони прийшли, то для «зетів» так не можна. Вони мають чітко розуміти, куди виконана ними робота йде, який вона дасть ефект і як з цим працювати далі»

Миф о том, что, чем младше сотрудник, тем более он ветренный и несобранный, Оксана рушит аргументом в пользу главного мото SODA Communications «самые технологичные среди креативных»: «Клієнта не цікавить, організований ти чи ні, ти маєш постійно видавати результат. Креативність – це робота, це система, в якій ти себе організовуєш і розумієш, що таке дедлайн, внутрішній і клієнтський. Звичайно, будь-яке введення системи оптимізації робочого процесу сприймається негативно, тому що це додаткова робота, яку треба виконувати. Але ми даємо можливість людині спробувати. Насправді дуже складно змусити себе планувати свою роботу у таск-менеджері. Проте коли воно починає давати результат і систематизовувати твою роботу, ми маємо з цього приводу дуже позитивні відгуки».

Ценности компании важнее профессиональных компетенций

Последние полгода в компании перешли на отбор людей по ценностям, профессиональные скиллы – на втором месте. О главных ценностях компании, а также о том, каким образом они доносятся команде, мы расспросили у HR-менеджера Soda DAG Татьяны Новиковой: 

«Основная ценность Soda DAG – это люди. Мы уделяем много внимания и финансов созданию комфортных условий работы, профессионального и личностного развития персонала. Нам важно понимать, что человек не готов сидеть на одном месте. Когда ребята говорят, что хотят развиваться, мы пытаемся узнать, что для них развитие и куда они хотят двигаться. Те люди, которые осознаны и знают, куда они хотят двигаться, могут тебе сразу ответить, что они для этого предпринимают. 

Из ценностей также хочется выделить честность, ответственность, развитие, результат и свобода. Здесь мы подразумеваем то, что у человека есть и работа, и личная жизнь, и это все должно быть сбалансировано, он свободен делать выбор о том, как ему организовывать свою жизнь и как творить. Наши сотрудники знают, что после работы они отдыхают, а не доделывают работу. А когда человек уходит в отпуск, мы удаляем его из рабочих чатов, чтобы он мог отдохнуть и со свежей головой вернуться».

HR-МЕНЕДЖЕР ТАТЬЯНА НОВИКОВАHR-МЕНЕДЖЕР ТАТЬЯНА НОВИКОВА

Среди способов донесения этих ценностей до команды и других фишек корпкультуры компании, Татьяна выделяет такие: 

— Каждый месяц топ-менеджмент отчитывается перед всеми сотрудниками, рассказывает, как дела в компании, открывает финансовые показатели и маржу по проектам, рассказывает, куда компания движется. 

— У каждого новичка есть индивидуальная программа адаптации: ему уделяют много времени все тимлиды и все отделы, независимо от позиции, он вникает во все процессы в компании. Также новому сотруднику выдают специальную папку, в которой есть внутренние правила компании, job offer, профиль должности, план испытательного срока. 

— Каждую неделю в компании есть свободная среда, когда сотрудники могут работать вне офиса, где кому удобно и комфортно. 

— Если от сотрудников поступает запрос о повышении скиллов и навыков, компания дает возможность обучаться, оплачивает лекции, воркшопы, курсы. 

— Также команда участвует в анонимном опросе удовлетворенности работой и компанией в целом. «В анкете всего один вопрос: «Готовы ли вы порекомендовать SODA своим коллегам и друзьям?». И есть шкала от 1 до 10, где 1 – не буду рекомендовать, «горите в аду»; а 10 – «вы моя любовь» и я готов рекомендовать. Это честная обратная связь, которая помогает нам понять, за что нас любят и над чем нам нужно поработать», – добавляет Татьяна.

Также Татьяна отмечает, что компания ценит честность (первая в списке ценностей), поэтому у каждого сотрудника есть возможность вызвать своего руководителя на 15-минутный «тет-а-тет» в любое удобное для него время. И в рамках «тет-а-тета» они могут обсудить все, что волнует, в том числе и выгорание на работе.

Маркетолог Мария Шиманская добавляет, что подбор сотрудников по ценностям позволяет формировать активную и сплоченную команду единомышленников: «Мы очень быстро растем и продолжаем искать своих sodapeople по пяти основным ценностям (честность, свобода, развитие, результат и ответственность)». 

Внутренний маркетинг в компании рождается на эмоциональных вещах. В SODA есть обязательные внутренние ивенты — Halloween, Новый год и День рождения компании. Тимлиды готовят себя и свои команды, они знают каждого человека и как он может быть задействован. 

«Мы много внимания уделяем пространству, в котором работаем, и «фишкам», которыми себя окружаем. У каждого сотрудника есть свой «набор содовца»: сумки, стикеры с уткой (это наш персонаж), кружки, футболки и другие прикольные штуки, которыми действительно хочется пользоваться. Все это создает определенную атмосферу в компании и служит на благо лояльности сотрудника к SODA».  

Также Мария отмечает, что в компании люди переходят из отдела в отдел, но остаются в компании: «Когда человек к нам попадает, мы изучаем его как внутреннего клиента с точки зрения потребностей. Мы можем под конкретного человека создать вакансию, если видим в нем потенциал и возможности, которые выходят за рамки той должности, на которой он находится сейчас. Бывает так, что текущая позиция его уже не интересует по разным причинам — он вырос или хочет попробовать себя в другом направлении. Мы за ротации между отделами и агентствами и за развитие человека внутри компании».

Бизнес-коучинг на страже развития личности и профессионализма сотрудника

Мы пообщались с бизнес-коучем Надеждой Турий, которая в компании отвечает за развитие и мотивацию сотрудников. Коуч работает с сотрудниками в двух форматах – индивидуально и в группах: 

«Я прорабатываю первичные ценности человека, чтобы потом сопоставить их с ценностями компании, и таким образом мы находим какие-то общие знаменатели. Моя задача – развивать ценности и усиливать их, потому что ценности = цели человека. Также в таком формате мы решаем конфликтные ситуации, что дает возможность людям выстраивать более качественные отношения внутри команды. В группах – на воркшопах и тренингах – мы работаем на профессиональный рост сотрудника в отдельности и команды в целом».

БИЗНЕС-КОУЧ НАДЕЖДА ТУРИЙБИЗНЕС-КОУЧ НАДЕЖДА ТУРИЙ

У Надежды есть план по работе с каждым сотрудником отдельно, но также она работает и по запросу, когда человек приходит к ней с конкретным вопросом или проблемой, которую решают по стандартной схеме коучинга. Но если говорить о плановой работе, сотрудников обучают постепенно, начиная с того, как поставить цель, и заканчивая тем, каким нужно быть для того, чтобы эта цель достигалась. 

Также у коуча есть план по работе с выгоранием сотрудника, но это, по словам Надежды, совместная работа коуча и руководителя: «Сам процесс эмоционального выгорания происходит из-за ряда причин. Моя задача – помочь человеку через правильные вопросы выявить эти причины, осознать, почему это случилось. И потом совместно с руководителем прорабатываем эту задачу. Мы вместе разрабатываем экшн-план и вместе с ним внедряем его. Также многое зависит от готовности сотрудника работать дальше в компании и работе над собой».

Напоследок мы расспросили у сотрудников Soda DAG о трех составляющих идеального для них места работы, чтобы было интересно и комфортно: 

Влад, Head of SEO:

«Команда – прежде всего. Если ты доверяешь людям, знаешь их экспертизу, если тебе с ними комфортно работать, то можно горы свернуть. Второе – менеджмент: насколько классно построены в компании бизнес-процессы. Здесь, например, все открыто, любое предложение не воспринимается в штыки и все обсуждается. И видны изменения. Третье – классный офис, чтобы было удобно добираться. Если чувствуешь комфорт во время работы, то это способствует лучшим результатам». 

Женя, Senior graphic designer:

«Для мене дуже важлива творча атмосфера, щоб місце, в якому ти працюєш, тебе надихало. Так ти зможеш генерувати цікаві ідеї. Також важлива команда. Мікс «місце + команда» впливає на те, що у вас в результаті вийде. У нас в колективі кожен має свою експертизу, і коли ми разом працюємо над проектом, об’єднуємо свої скіли – і так народжуються класні та цікаві ідеї. Ну, і смачна кава :) День має починатись позитивно і бадьоро».