Оказаться в нужное время в нужном месте – это правило является залогом успеха любого PR-менеджера. Можно долго и красиво говорить о тактиках работы с журналистами, искать заветную формулу идеального питча, делиться хитрыми лайфхаками. А можно просто вовремя заметить подходящий запрос от представителя СМИ, раньше других связаться с ним, набросать ответ и заработать упоминание бренда в статье. Эффективно? Еще как! Справедливо? Вне всяких сомнений. Закон спроса и предложения действует на рынке медиа так же, как и в любом другом сегменте экономических отношений. Дайте журналисту то, что ему нужно, и он с радостью процитирует вас. Именно эта идея лежит в основе нового для украинцев сервиса – HelpSMI.

Предыстория

Несколько лет назад я работала над продвижением британского стартапа. Действовали в условиях ограниченного бюджета, денег на подключение PR-агентств не было, а достучаться до целевой аудитории хотелось. Поэтому найденный на просторах интернета сервис для взаимодействия со СМИ HARO был настоящим подарком судьбы. Присоединившись к базе экспертов, я ежедневно получала подборку актуальных запросов по теме «Финансы», готовила ответы и надеялась получить линк на статью с нашим участием. И хотя далеко не каждый ответ давал желаемый результат, именно HARO в итоге позволил молодому бренду засветиться в нишевых британских изданиях. 

В тот момент я решила, что такой сервис нужен Украине. Если верить экспертам, количество молодых предпринимателей в нашей стране растет – на 500 человек в месяц. Этим людям важно рассказывать о своей деятельности на страницах изданий уже сейчас, на начальных этапах своей деятельности. А на создание медиабазы и построение дружественных отношений с нужными журналистами уйдут месяцы. Конечно, подобный инструмент будет полезен не только стартапам, но для них, в условиях дефицита ресурсов, он может стать «спасательным кругом».

Сегодня

За две недели существования проекта к нам присоединилось уже более 260 пользователей. Среди них работники 12 телеканалов, 5 радиостанций, 4 информагентств, нескольких интернет-порталов, деловых журналов и региональных газет. База экспертов постоянно растет, на сегодняшний момент она представлена PR-агентствами (15), нишевыми и общими бизнес-ассоциациями (15), исследовательскими учреждениями (11), госорганами, малым и крупным бизнесом, международными организациями. С помощью HelpSMI редактору 5-го канала Наталье Чуриковой удалось найти экспертов для прямого эфира телепередачи «ЭнергоНЕзависимость».

Сейчас проект продвигаем через социальные сети (Facebook и LinkedIn), распространяем информацию на личных страницах и в тематических группах. Также написали и разослали пресс-релиз по базе журналистов (эта база немаленькая, за годы работы в PR накопились контакты). Из этого набора интсрументов лучше всего работает Facebook.

Как это работает?

1) Для начала нужно зарегистрироваться. Для журналистов и экспертов мы создали разные формы. Весь процесс не занимает и пяти минут. Нужно указать имя, фамилию, место работы, адрес электронной почты и выбрать интересующие темы. 


2) На втором этапе журналисты создают запросы, а PR-менеджеры (эксперты) на них реагируют. Коммуникация ведется через ваш личный имейл, который вы ввели в процессе регистрации. 


3) Журналист выбирает лучший комментарий из всех предложенных и сообщает понравившемуся эксперту о своем решении его процитировать (приглашает на эфир).

Pain Points

Ни для кого не секрет, что журналисты планируют свою работу заранее. У большинства есть четкий план публикаций, теле- и радиопрограмм. Каждый день актуальной становится новая тема, и важно вовремя найти компетентного эксперта. Одна моя знакомая, решившая перейти из PR в журналистику, ожидала регулярных приглашений на пресс-ланчи, звонков заинтересованных PR-менеджеров, открыток на праздники, лайков в соцсетях и прочего рода заигрываний. Но ее ждало разочарование: большинство пресс-служб, которым она самостоятельно направляла информационные запросы по теме, либо вовсе игнорировали ее, либо не вкладывались в сроки, неделями утверждая цитаты руководства. 

Что делать журналисту в таком случае? Правильно, обращаться не к одному, а к нескольким экспертам. Сотрудничать с теми, кто своевременно вышел на связь и предложил достойную информацию. Именно это и позволяет делать программа HelpSMI. Скептики скажут: но мы давно знаем компании, к которым можно обращаться за комментариями, мы работаем только с проверенными экспертами. Но! Общественность устает от одних и тех же лиц, одних и тех же мыслей. Журналистам важно расширять пул экспертов, писать на новые темы, подавать в материалах незатертые идеи. Кроме того, даже «проверенный годами» эксперт может в самый неудобный момент заболеть, уйти в отпуск, заняться выполнением более срочных рабочих задач. Опытный журналист это знает.

Что касается PR-менеджеров, то каждый из нас хотя бы раз, но сталкивался со следующей ситуацией. Вышел прекрасный сюжет в прайм-тайм на подходящую тему, а представителя компании там почему-то нет. Как с этим бороться? Узнавать о предстоящих эфирах заранее из первых уст. Да, некоторые журналисты по старой дружбе будут обращаться исключительно к нам. Потому что так проще. Потому что мы доказали свою надежность. 

Но сколько таких журналистов? И разве не хочется добиваться большего количества упоминаний в СМИ благодаря новым технологическим возможностям? Если завтра спикер поедет в Черкассы и попросит вас организовать интервью, сможете ли вы это сделать, имея в распоряжении только киевские контакты? Благодаря HelpSMI каждый специалист по коммуникациям будет получать гораздо больше запросов на информацию, чем раньше. У молодых компаний появляется шанс цитироваться наряду с гигантами индустрии. Независимым экспертам (ученым, блогерам) предоставляется возможность соревноваться за упоминания с именитыми opinion-лидерами. Ведь есть же люди, у которых нет собственных PR-отделов, но есть, чем поделиться!

HelpSMI – это попытка вывести двустороннюю коммуникацию PR-специалистов и журналистов на качественно новый уровень. Мы хотим помочь людям выполнять ежедневные задачи быстрее, лучше, без лишнего стресса

Наши планы

Англоязычный аналог Help a Reporter Out пользуется бешеной популярностью во всем западном мире. Мы хотим опробовать аналогичную бизнес-модель в Украине. Процветание HARO доказывает, что потребность в подобного рода услугах есть, а проблемы, о которых речь шла выше, не надуманы. Первые показатели работы HelpSMI пока свидетельствуют о том же – интерес со стороны рынка есть. На 5% скептиков и критиканов находится 95% энтузиастов, которые и словом, и делом нас поддерживают. 

Мы планируем монетизировать проект, если (когда) он станет массовым и будет приносить реальную пользу, как журналистам, так и экспертам. По нашим подсчетам, это произойдет не ранее, чем через год, за счет введения платной подписки. Плата будет символической и абсолютно посильной для любого работающего специалиста.