Рынок PR получил новый челлендж: украинское общество изменилось. А это значит, что разговаривать нужно совершенно с другой аудиторией, у которой другие: а) приоритеты б) интересы в) доверительные источники. На фоне обвала доверия к СМИ она требует совершенно другие ключевые сообщения. Антикризисные коммуникации, GR, public affairs — новые востребованные направления. Смогли ли перестроиться украинские PR-агентства — в ответах участников рынка.

MMR спросил:

1. Отличия нынешнего кризиса от кризиса 2008 года для вашего сегмента 

2. Какие точки самые болевые? Что для вашего агентства — самый большой челлендж?

3. Кризисная «замедленность» позволяет больше сосредоточиться на «тюнинге» внутренних процессов, позволяет подогнать «хвосты» с прошлых периодов. Что за этот период сделали такое, на что не хватало времени ранее?

4. Какие инициативы/ проекты и трансформации на индустриальном уровне кажутся наиболее уместными сейчас?

Наталья Ольберт-Синько, директор PRP в Украине

Отличие от рыночного fail-a 2008

Кризис 2008 прежде всего был экономическим. Это означало, что большинство компаний, которые инвестировали в коммуникации и построение репутации (а это во многом были украинские компании), практически сразу же отказались от этого направления. Для них было важно, в первую очередь, спасать бизнес. После 2008 года бизнес изменился. Практически все клиенты, которые к нам вернулись, стали и по-другому планировать бизнес, и взаимодействовать с агентствами, и подходить к работе над собственной репутацией более системно и с основным фокусом на эффективность.

Кризис сегодняшний – это кризис политический, кризис информационный, кризис доверия, и в этом кризисе коммуникации вышли во многом на первой план — как для бизнеса, так и для страны в целом. Кризисные коммуникации, GR, public affairs для государственного сектора, который, как никогда, нуждается в новых  системных подходах к взаимодействию со своими аудиториями – это те направления, которые являются востребованными сегодня. 

Challenge и болевые точки

Самый большой вызов для нас – это все успевать и оставаться при этом мотивированными и сбалансированными, поскольку ситуация в стране очень влияет на личностное восприятие и переживания каждого сотрудника. Очень важно работать с командой, помогать друг другу справляться с ситуацией и видеть возможности для развития. Работа с людьми  – это самый большой вызов и самая большая мотивация.

Важно сохранить баланс в бизнесе, находить точки роста и новые направления для развития. Важно, чтобы кризис не стал помехой и барьером, а был стимулом делать быстрее, креативнее, по-другому.

На чем сосредоточены

К счастью, «замедленности» и периода «тюнинга» у нас не было: уже 11 лет мы делаем все параллельно, много работаем, развиваем новые проекты и практики, работаем над улучшением эффективности бизнеса. Это постоянный процесс для PRP.

Проекты и глобальные инициативы

В этот период важно объединять усилия для проектов, направленных на построение системных коммуникаций нашей страны, не конкурировать, а взаимодействовать. Работы – непаханое поле, всем хватит места, главное — правильные принципы и мотивация.

ОКСАНА МОНАСТЫРСКАЯ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ДИРЕКТОР PBN HILL+KNOWLTON STRATEGIES

Отличие от рыночного fail-a 2008

Рынок находится в рецессии, бюджеты на коммуникацию уменьшены, стоимость коммуникационных услуг существенно упала. Отрасль стремительно меняется и требует эффективных и инновационных решений. Ожидания клиента сегодня — эффективная стратегия или комплексное решение в соединении с безупречным исполнением, направленные на достижение конкретной бизнес-цели. Другими словами, клиент стал более требовательным в поисках партнера, который будет проактивно и результативно работать. Также наблюдаем переход от ежемесячного обслуживания клиента к проектной работе, что требует больше времени и человеческих ресурсов.

Challenge и болевые точки

Для нас вызовы не изменились, это по-прежнему: прозрачность проведения тендеров, отсутствие приемлемой системы ценообразования на коммуникационные услуги, соблюдение этических принципов ведения бизнеса.

На чем сосредоточены

Мы не чувствуем «замедленности», мы просто работаем вдвое больше. В 2015 году мы выбрали для себя стратегию из трех составляющих: 1) эффективные изменения, в т.ч. управление внешними изменениями; 2) постоянное развитие: инструменты и услуги будущего, привлечение лучших специалистов; 3) доверие клиентов: оставаться ценным партнером в самые ответственные моменты. Наши приоритеты — высокое качество, инновационный и творческий подход к работе, ответственность перед сотрудниками.

Проекты и глобальные инициативы

Политические события последних лет создали условия, в которых обмен идеями и опытом, диалог в классическом треугольнике «Правительство — Бизнес — Гражданское общество» становится обычным явлением, и, как результат — мы видим новые лица в правительстве. Оказалось, что PR-отрасль и украинские эксперты по коммуникациям готовы инвестировать свои ресурсы, время и опыт в поддержку гос. институций и гражданских организаций на волонтерских началах — от консалтинга до обучения. Для PR-отрасли это дополнительный опыт на информационные и образовательные кампании среди населения.

ИРИНА ПЕТРИВ, ДИРЕКТОР BRANDCOM 

Отличие от рыночного fail-a 2008

В 2008 году мы взяли курс на эффективность, сокращение бюджетов и планирование в тесной связке с результатом, в некоторых случаях — фиксация ожидаемого результата в договорах или на уровне личных KPIs сотрудника компании. Также мы занимались оптимизацией процессов и кадров, соединением экспертиз PR, GR, HR, CSR в интегрированные коммуникационные решения, ориентировались больше на идею и ее коммуникационный потенциал. В 2008-м наблюдался рост digital-сегмента, перераспределение бюджетов в онлайн, расширение возможностей и каналов коммуникации.

Кризис сегодняшнего дня более глубокий и длительный, его ключевое отличие в изменениях украинского общества. Для PR это значит, что теперь мы говорим совершенно с другой аудиторией: изменились ее приоритеты и интересы, она обращает внимание на другие ключевые сообщения, доверяет другим источникам информации.

Тенденции на коммуникационном рынке:

1. Полное обновление карты стейкхолдеров — экспертов, лидеров мнений, журналистов.

2. Сокращение коммуникационных функций в компаниях, переход к реактивному режиму.


3. Спрос на внутренние и кризисные коммуникации.


4. Требовательность к идеям и их коммуникационному потенциалу.


5. Бизнес отдает предпочтение интеграции в общественные и социальные инициативы, а не реализовывает собственные.


6. Поиск и развитие талантов как ключевое HR-направление.

Challenge и болевые точки

Болевые точки в работе связаны преимущественно с людьми — клиентами, партнерами, кадрами, поиском новых талантов.

Для меня таланты — это, в первую очередь, грамотные начитанные люди, которые знают, чего хотят, ведут активный образ жизни, с высоким уровнем самокритики и сильным желанием развиваться и совершенствоваться по-настоящему, а не для Instagram. С такими легко работать: даже если они приходят без опыта, у них горят глаза.

Челлендж — развитие и мотивация команд в условиях, когда качество услуг и ответственность за результаты на рынке стремительно падают.

На чем сосредоточены

Для нас кризисный период — очень интенсивный, именно сейчас клиентам комфортнее работать с проверенными и надежными партнерами. Например, к нам вернулись клиенты с проектами прошлого года, так как не получили должного качества сервиса в других компаниях. Для меня это лучшая оценка работы нашей компании. «Тюнингом» процессов мы занимаемся постоянно: совершенствуем и оптимизируем внутренние процессы, обновляем презентационные продукты агентства, внедряем решения, которые способствуют развитию.

Проекты и глобальные инициативы

Инициативы, которые будут развивать коммуникационный рынок в целом:


1. Реформа профильного образования, активная и качественная работа со студентами и выпускниками.


2. Разработка и внедрение стандартов качества, правил этики, которых будут придерживаться все игроки рынка.


3. Коммуникации на региональном уровне. 

ЕВГЕНИЯ ПАНКРАТЬЕВА, CEO NOBLET MEDIA CIS 

Отличие от рыночного fail-a 2008

Кризис 2008 года прошел для нас незаметно: мы в 2 раза увеличили оборот, решая первоочередные задачи клиентов.

Кризис 2015 охарактеризую так:

А. Высокий уровень недоверия к действиям и словам власти.

Б. Отсутствие у людей желания заниматься предпринимательской деятельностью из-за высокого уровня коррупции. В 2008 году всем было ясно: делай, что можешь, а общий язык всегда можно найти со всеми без исключения контролирующими органами — предприниматели закладывали эти риски в стоимости товаров и услуг. В период 2013-2014 гг. стоимость рисков превысила все разумные пределы, и многие заняли выжидательные позиции. В 2015 новая обещанная прозрачная для всех система не заработала.

С. Международные бизнесы и инвесторы приравнивают Украину к другим непрогнозируемым рынкам с максимальным уровнем риска, идет массовое сокращение функций в международных бизнесах.

D. Потребители тратят сбережения, уровень доходов не в состоянии покрыть инфляцию и девальвацию. И неясно, когда начнется стабилизация. Люди не хотят тратить деньги.

E. В 2008 году кризис отбросил некоторые индустрии на 2 года назад, сейчас многие бизнесы потеряли 10 лет.

Challenge и болевые точки

Рынок СМИ потерял свою актуальность. Нужно использовать новые каналы и работать напрямую с конечным потребителем. Это то, с чего мы начинали в 2004-м. В 2008 году резко просел рынок печатных СМИ. После этого он уже не восстанавливался надолго.

На чем сосредоточены

У нас все процессы внутри системы отлажены, сейчас мы сосредоточены на эффективности каждого отдельного человека внутри команды, на его многофункциональности – это ведет к повышению квалификации в целом. Я лично освоила эксклюзивную сферу международного бизнес-протокола и этикета, продолжаю повышать свою стоимость на международном рынке.

Проекты и глобальные инициативы

Украинцы всегда отличались предпринимательской хваткой, чутьем и качеством выполнения любых работ – именно за это нас ценят в других странах. Не хватает реформ, которые дадут свет малому бизнесу. Вопросы коррупции комментировать не хочется – и так все очевидно.

Больше узнать об антикризисных коммуникациях можно в новом печатном номере MMR. 

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ