Терабайты данных во встроенных чипах, data-driven сегрегация, личные клоны для общения – как будут развиваться медиа и технологии в будущем? Кофейная гуща вряд ли поможет угадать, а вот фантастические фильмы часто предугадывают картину завтрашнего дня. 23 октября ко Дню рекламиста эксперты группы Dentsu Aegis Network Ukraine подготовили подборку футуристических фильмов, сюжеты которых уж очень похожи на правду.

Оксана Стехина, Chief Business Development Officer Dentsu Aegis Network Ukraine

Вне/себя (2015)

Бесконечная история о попытках человека обрести бессмертие и, как ответ на запрос, – метод пересадки сознания в более молодое тело. А вдруг что-то из этого получится однажды и мы сможем на годы продлить существование гениальных талантов современных Стивов Джобсов, Эльдаров Рязановых, Майклов Джексонов и Людмил Гурченко...

Гостья из будущего (1985)

Мой любимый сериал о трендах и прогнозах. Многие из них уже сбылись, космические пираты давно не вымышленные персонажи, а флипнуть до космопорта уже почти так же легко, как сбегать за кефиром в ближайший гастроном. Мы декодируем поведенческие паттерны, собираем большие данные, понимаем сферы интересов и актуальные запросы людей с помощью их поисковой и социальной активности в сети и, фактически, можем сказать, что миелофон уже существует. Пусть не в виде цельной коробочки, которую нужно прикладывать к человеку, но точно в виде собирательных кусков данных, позволяющих описывать каждого из нас в различных разрезах довольно подробно.

Духless (2011)

Это не о трендах, но большинство коллег из нашей отрасли точно узнают себя в главном герое фильма. Полезно порой со стороны посмотреть на себя в разных аспектах и на момент задуматься, а живем ли мы в соответствии со своими жизненными ценностями и приоритетами; а делаем ли что-то важное и классненькое, помимо карьерной гонки, зарабатывания денег и бесконечного залипания в гаджеты по поводу и без. В общем, такое себе кривое зеркало для современного менеджера.




Тетяна Юрченко, PR Director Dentsu Aegis Network Ukraine

Особлива думка (2002)

Фільм «Особлива думка» навряд можна назвати путівником майбутнього, але на звання провісника головних технологій у сфері комунікацій він точно претендує. Уже в 2002 році Спілберг вмонтував у побут на той момент революційні, а на сьогодні популярні технології інтерфейсу, що реагують на кінект-жести, голосові команди взаємодії з гаджетами, електронні медіа з вбудованими гіфками, замість фото, і голограмні екрани для відтворення контенту. 

Але головний прогноз цієї картини для світу реклами в data-driven підході. Наприклад, у фільмі 15-річної давності головний герой, прогулюючись вулицями, на ходу отримує кастомні повідомленнями від діджитальних білбордів. І якщо сьогодні programmatic-реклама «впізнає» споживача за використаним девайсом, то в цьому фільмі джерелом терабайтів інформації є наша сітківка ока. Мільйони датчиків по місту, які на кожному кроці зчитують, хто ми такі – від дати народження до останнього купленого костюму в найближчому молі. Хто знає, можливо, це майбутнє на відстані витягнутої руки.

Сурогати (2009)

Чим далі в майбутнє, тим охочіше люди замінюють живе спілкування мессенджерами, реальні події – онлайн-івентами, а людей навколо – роботами. Але це тільки початок динамічної мутації комунікації у майбутньому. Фільм «Сурогати» віщує нам реальність, де люди зовсім відмовляться від живої взаємодії і віддадуть своє життя високотехнологічним лялькам. Саме сурогати будуть ходити на роботу, пити, їсти, гуляти, розважатися і комунікувати один з одним, коли люди сидітимуть під замками в чотирьох стінах і спостерігати за тим, що відбувається. 

Фільм «Сурогати» — це красномовне питання на «подумати», які ризики несе перетікання життя в онлайн і яка зворотна сторона медалі у всеосяжній технологізації людських відносин. Обов'язково дивитися! 

Згадати все (1990 або римейк 2012)

Якщо сьогодні повсюдно (не тільки в рекламній галузі) спостерігається бум на виробництво, споживання і тиражування контенту, то в недалекому майбутньому цей тренд трансформується в проектування контенту, іншими словами – віртуальну реальність. Ми будемо вчитися, спілкуватися, розважатися і просто жити з допомогою зрежисованої картинки. Напевно, популярні зараз тематичні платформи – Youtube або Instagram – поступляться місцем соцмережам і ресурсам, в основі яких закладуть VR. Більше того, віртуальний світ можна буде не тільки бачити як вигадану дійсність, а й сприймати як частину своєї свідомості, прожитий досвід. Вбудувати VR в людську пам'ять вже спробували творці фільму «Згадати все». І якщо в 1990 році, коли вийшов оригінал з Арнольдом Шварценеггером, цю картину називали фантастичним трилером, то римейк 2012-року з Коліном Фарреллом все менше нагадує вигадку і все більше – футуристичні передбачення завтрашнього дня.




Олександр Яценко, Chief Digital Officer Dentsu Aegis Network Ukraine

Людина, яка змінила все (2011)

Це фільм про аналітику, про стратегію, про руйнування усталених підходів, про дані та про дослідження, впевненість та впертість, про йти до кінця, про ризик, про інновації та інсайти, про емоції — все те, що буде актуальним для маркетингу завжди! Коротше, однозначний must see, особливо має зайти стратегам.

P.S. А ще головним героєм стрічки є Бред Пітт, що саме по собі вартує уваги.

Скажене весілля (2018)

Так-так, це не помилка — локальне та водночас близьке по духу для місцевої публіки кіно в тренді. І, повірте, це надовго. Фільм «Скажене весілля» як яскравий приклад практично персоналізованого контенту просто рве рекорди касових зборів – за перші два вікенди стрічка зібрала аудиторію у майже 360 тис. глядачів та вже понад 30 млн прокатних гривень. Однозначний успіх! 

Переконаний, що лише питанням часу є занурення глядача в кіноісторії, що тотально будуть адаптовані під життєвий досвід та бажання не лише на рівні певного народу або індустрії, а саме особистості. І VR-технології та ігрова індустрія тут гратимуть передові ролі.

Початок (2010)

Якщо прослідкувати історію медіа, то доволі просто можна провести лінію еволюції контенту — від слова та тексту до графіки, від графіки до відео, від відео до… віртуальних світів. «Початок» як фільм-предтеча для повної зміни медіасередовища і чудова демонстрація того, як буде виглядати робота медійника завтра. До речі, щодо останнього, то рекомендую вам добре придивитись у фільмі до «архітекторів», творців нових світів — виглядає як чудова професія майбутнього, чи не так?!




Артем Каран, Client Excellence Chief Dentsu Media

Nosedive, эпизод сериала «Черное зеркало» (2016)

В фильме представлен возможный сценарий социальных сетей в ближайшие пять лет. Какая она, вторая сторона цифрового будущего, где будет находиться граница человечности, кто будет ее определять и насколько сложно потребителю будет принимать свое решение. 

Интернет-технологии, благодаря своей мобильности, рождают новый тип социального продукта, связанного с архитектурой этих технологий. За счет «узкого вовлечения активных групп» растет небывалая ранее индивидуализация потребления. В буквальном смысле, уже сегодня началась еще неосознанная интеграция людей и девайсов. Неизвестно только, насколько мы к ней готовы.

Пятнадцать миллионов заслуг, эпизод сериала «Черное зеркало» (2011)

Твое время – главная валюта в мире рекламы, если ты не можешь заплатить за то, чтобы не видеть рекламу, тебе приходится смотреть ее постоянно. На сегодняшний день весь рынок рекламы строится по одностороннему принципу – бизнес платит за то, чтобы пользователи увидели рекламу. А что, если в будущем будет двухсторонняя воронка: бизнес платит медиарынку за то, чтобы пользователи смотрели рекламу, а пользователи наоборот платят, чтобы не видеть эту рекламу. Способна ли вторая сторона воронки сравнять или превысить свои медиаинвестиции по сравнению с инвестициями бизнеса? Возможен ли такой сюжет в нашем будущем и возможен ли баланс в таком сюжете? 

Наше ли это будущее, пока судить рано, но, посмотрев на востребованность сервисов блокировки рекламы, темпы и вектор развития современных технологий, таких как сканер сетчатки глаза, датчик закрытых глаз, сканер распознавания лица, все они заточены на одно – знать и понимать, когда, как и в каком состоянии мы смотрим рекламу. Это новая реальность.

Первому игроку приготовиться (2018)

Это простой рассказ о том, во что превратится наш с вами мир в недалеком будущем. Уже сегодня наши увлечения стали неотъемлемой частью современной digital-среды. Стремительно развивается и завоевывает популярность киберспорт. Согласно статистике видеостримингового сервиса Twitch, 15 млн зрителей в 2017 году ежедневно смотрели трансляции геймплея и кибертурниров, отказавшись от привычных нам с вами форматов. В это было бы сложно поверить 20 лет назад, но примерно такой же контрастный скачок в восприятии ожидает нас через те же 20 лет. Неограниченный объем возможностей и опыта в сети, развитие технологий VR и AR уже сегодня позволяют представить и прикоснуться к возможной синергии офлайн- и онлайн-миров, провоцируя нас на фундаментальные изменения нынешнего медиамира. 

Для медиабизнеса это будет означать преобразование самого контента: он станет гораздо более персонализированным и, вероятно, даже кастомизируемым для определенных групп потребителей. Не исключено, что эта ниша будет полностью занята UGC (User-Generated Content или пользовательским контентом), который уже сегодня генерируется с невероятной скоростью и в ближайшей перспективе будет передаваться потребителю в режиме реального времени. Причем контент будет подбираться не только на основании истории потребления и сформировавшихся предпочтений пользователя, но и с учетом его физического состояния. К примеру, нагрузки в течение дня или другие параметры, которые можно будет отслеживать онлайн с помощью «умных» носимых устройств.

Art & Copy (2009)

Фильм о рекламе и вдохновении. Является ли завтра – будущим? Думаю, да. И именно в этом контексте стоит посмотреть этот фильм. Ведь в том, каким мы будем создавать наше будущее завтра, лежат основополагающие истории, что такое для нас медиа сейчас. Делает ли хорошая реклама пищу вкуснее, а автомобили лучше? Всегда ли реклама начинается с чего-то правдивого? Считаем ли мы, что бренд очень похож на человека? Все это наталкивает на вопрос: являются ли изменения нашим текущим трендом и меняются ли базовые фундаментообразующие суждения в рекламе вместе с современным динамично развивающемся миром? Если да, то что будет называться рекламой и медиарынком через 30 лет?




Елвіс Рубловскіс, Creative Director Isobar Ukraine

Час (2011)

Світ, у якому не бракує дотиків та сенсорів. Режисер Ендрю Ніккол драматизував технологію pay pass у фільмі In Time, замінивши гроші на час, а картки зі смартфонами – на вживлений чіп. В Україні вперше вживили чіп у 2016. На мою думку, за п‘ять років кількість таких людей значно зросте. Фільм раджу подивитись фанатам гарної фантастики та Джастіна Тімберлейка.

Яскравість (2017)

Майбутнє, що поволі настає. Не обов’язково з Уілом Смітом, але гарантовано з вагомим втручанням науки у тюнінг зовнішності. Люди, орки, ельфи – Bright. Увагу привертає дещо класичне рішення для фантастики, але актуальне для сучасного мілітарі, фарми, індустрії краси – прокачаний нюх. Хто наважиться втілити щось подібне у digital-продукті, стане дуже відомим. Фільм варто дивитися поціновувачам фантастики, стрілялок та майбутнього.

Чорне дзеркало (2011- )

Серіал Black Mirror можна розглядати як посібник для digital-креаторів, які хочуть навчитися обертати проекти у гарні драматичні кейси. Чотири сезони історій на будь-який смак. Політичний піар, фантастика, мелодрама, екшн – все побудовано довкола digital-продуктів останнього десятиріччя – SMM, AR, VR. Але драйвить все сильна ідея – глобальні зміни, що приносять технології.




Александра Булыгина, Director Amnet Ukraine

Электрические сны Филипа К. Дика (2017)

В целом прекрасно отображают прошлые и будущие опасения человека и трансформацию мира. Но для рекламиста особенно, на мой взгляд, хороший рассказ о мире управления людьми с помощью данных и компьютерных систем. Это уже не тенденция, а реальность. И эта реальность стала особенно заметной после выборов президента США. Скандалы и юридические ограничения не остановят, а, скорее, сформируют новый подход к работе с данными.

Гаттака (1997)

Продолжая о дате, сразу много мыслей об антиутопиях и интересном китайском опыте скоринговой системы общества: регулярно в европейской прессе урывками появляется информация о тестировании в городах балльных систем, где баллы, по сути, определят положение в обществе, доступ к благам и возможностям реализации, разделяя на классы людей. Data-driven сегрегация!