Голливуд работает в завидно быстром и продуктивном темпе. И представителям европейского, азиатского и даже индийского кино бывает сложно угнаться за фабрикой грез. Но, как оказалось, правило «нот всего семь» применимо и к этой индустрии. И обвинения в плагиате – не редкость для Голливуда. В одних случаях это попытка откусить ломоть большого денежного пирога, в других – действительно стремление к торжеству справедливости. Тонкости самых громких дел исследовали вместе с командой TV1000.

Гильермо дель Торо. «Форма воды», 2017

Картина «Форма воды» режиссера мексиканского происхождения Гильермо дель Торо была признана лучшей на церемонии «Оскар-2018». Более того, ленте удалось стать лидером года по количеству номинаций и получить статуэтки еще в трех категориях, в том числе и за лучшую режиссуру. Лента рассказывает о немолодой одинокой уборщице, которая внезапно находит свою любовь в лице человека-амфибии, привезенного в лабораторию для изучения и экспериментов. 

Лентой восторгались критики и зрители, проект хвалили за оригинальную визуалистику и удачно подобранное музыкальное сопровождение. Однако не так давно в мировой прессе прогремела новость – всеобще обожаемая история может оказаться плагиатом! Об этом, в частности, заявил некий Дэвид Зиндел. Дэвид утверждает, что его отец, писатель Пол Зиндел, еще в 1969 году написал пьесу «Позволь мне услышать твой шепот», сюжет которой позже был без разрешения и упоминания авторства экранизирован в «Форме воды». Кроме того, в некоторых сценах нашли прямое повторение фильмов «Амели» (2001), «Пространство между нами» (2015) и «Деликатесы» (1991). Сам режиссер обвинения отрицает.

Джеймс Кэмерон. «Аватар», 2009

За свою богатую карьеру Джеймс Кэмерон создал немало кинематографических хитов и собрал в свою копилку едва ли не все возможные профессиональные награды. Но даже такого мастодонта индустрии не обошли стороной обвинения в воровстве идей. Взять хотя бы самый кассовый фильм в истории «Аватар», над продолжениями которого Кэмерон работает прямо сейчас. 

Справедливости ради, стоит отметить, что зрители практически сразу усмотрели в сюжете о фантастической планете Пандора некоторую вторичность. К примеру, российские зрители намекали на сюжет братьев Стругацких, созданный в далеких 60-х, где также фигурирует планета Пандора и ее обитатели нави. Но к этим обвинениям отказался присоединяться даже сам Борис Стругацкий. Однако, чем внушительнее становилась цифра на счетчике кассовых сборов ленты, тем больше находилось желающих провозгласить ее своим детищем. Так, уличить Кэмерона в воровстве идеи через суд пробовал Джеральд Моравски, специалист по компьютерной графике. Но после того, как Кэмерон предоставил суду рукописи и эскизы, сделанные им самим еще в юности, обвинения были сняты. 

«Аватар», к слову, не единственный фильм режиссера, который подвергался обвинениям в плагиате. Эта же судьба постигла и знаменитый «Титаник», который считается визитной карточкой Кэмерона. В 2017 году американец Стивен Каммингс попытался взыскать с голливудского постановщика $300 млн за то, что тот якобы украл у него идею персонажа Джека Доусона.

Ридли Скотт. «Чужой», 1979

Коллега Кэмерона, Ридли Скотт, также может похвастаться приличным творческим багажом и своим безусловным влиянием на современный облик кинематографа. И, как вы уже догадались, его тоже хотели уличить в «заимствовании». Впервые это произошло в случае с культовым космическим ужастиком «Чужой». Лента, выпущенная еще в далеком 1979 году и получившая несколько продолжений, рассказывает о неравной схватке между экипажем космического буксира и загадочной инопланетной тварью. Примерно такой же сюжет задолго до Скотта описал сценарист Дэн О’Бэннион и нарисовал чудовище, удивительно похожее на «Чужого». 

Второе обвинение в адрес Ридли Скотта прилетело из России. Некий сценарист Михаил Расходников подал в суд на компанию 20th Century Fox, мол, сюжет фантастической комедии «Марсианин», снятой Скоттом, практически полностью взят из его собственного сценария с таким же названием. В варианте Расходникова также фигурировал отставший от группы космонавт, который был вынужден провести некоторое время на красной планете и бороться за свое выживание. По словам россиянина, он предлагал сценарий многим крупным кинокомпаниям, но экранизировать его взялись лишь в России. И пока российская лента попала в стадию затяжного пост-продакшена, на экраны вышел американский «Марсианин», в мгновение ока обретший популярность и признание. Суд, тем не менее, иск не удовлетворил и проект Скотта плагиатом признать отказался.

Братья Вачовски. «Матрица»

«Нео, ты избранный!» – эта фраза послужила маяком для целой киноэпохи, стала началом свежего течения в мире фантастики, разрыва шаблона в сознании миллионов зрителей. Заслуги трилогии с более чем миллиардной кассой традиционно принято зачислять на счет братьев (а ныне – сестер) Вачовски, однако тех ли людей благодарят киноманы? Оспорить их заслуги в разное время пыталось несколько смельчаков, и некоторым это даже удалось. 

Одно из самых громких обвинений выдвинул гавайский писатель и сценарист Томас Альтхаус спустя целых 15 лет после выхода фильмов на экраны. Срок давности по первой части трилогии уже закончился, потому он заявил о плагиате в двух продолжениях «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Альтхаус заверил судей, что сюжет позаимствован из его сценария «Бессмертные» 1992 года, которому когда-то не дали хода в Голливуде. В этом случае судья не нашел существенного сходства между сюжетами, назвав их «слишком разными», и отклонил иск. Несколькими годами ранее отстоять свое авторство в суде пыталась также писательница София Стюарт. Она потратила на судебные тяжбы более шести лет, но так и не получила сатисфакцию. Зато ее имя, окруженное слухами, связанными с «Матрицей» и Вачовски, надолго осело на просторах англоязычного интернета в качестве «сетевой легенды».

Люк Бессон. «Напролом», 2012

Французский кинодел Люк Бессон все реже садится в режиссерское кресло, но все чаще выступает в качестве сценариста для разнообразных европейских и голливудских проектов. Откуда же берет свои оригинальные идеи этот талантливый человек, уж не из «давно забытого старого»? Этим вопросом поклонники особенно рьяно задались во время просмотра боевика с Гаем Пирсом «Напролом». Уж больно фильм напомнил некогда культовый проект с Куртом Расселом «Побег из Нью-Йорка», снятый режиссером Джоном Карпентером. После того, как сам Карпентер подал в суд на создателей ленты, его иск был удовлетворен и Бессона обязали выплатить обиженному режиссеру сначала 80, а затем €465 тыс. 

Это, возможно, самые яркие, но далеко не единственные истории обвинения голливудских небожителей в плагиате. С подобных подозрений в свой адрес когда-то начала режиссерскую карьеру Анджелина Джоли. Жана-Пьера Жене, снявшего «Амели», пытались уличить в краже сразу нескольких киноработ, а совсем недавно в сети нашли впечатляющее количество совпадений между самым кассовым российским фильмом «Движение вверх» и американской спортивной драмой «Мираж на льду».