Аналитики группы компаний EVO сравнили, как за последние два года изменился трафик игроков украинского рынка электронной коммерции. В их выводах есть чему удивиться

На рынке электронной коммерции Украины в сегменте продаж товаров и услуг конкурируют четыре группы игроков. Они отличаются по бизнес-модели и форме организации бизнеса. Это интернет-магазины, маркетплейсы, доски объявлений и прайс-агрегаторы.

Аналитики группы компаний EVO сравнили, как изменился за последние два года трафик всех четырех конкурентов, а также их расходы на продвижение. Оказалось, что маркетплейсы и доски объявлений растут в два раза быстрее остального рынка.

В III квартале 2016 года трафик в e-commerce вырос на 31% по сравнению с третьим кварталом 2014 года. При этом рост был крайне неравномерным. Например, в III квартале 2016 года интернет-магазины посещали порядка 129 млн раз, а маркетплейсы — 62 млн раз. Однако, по сравнению с 2014 годом, трафик магазинов вырос всего на 4%, в то время, как маркетплейсы прибавили 78%. Из этого следует, что новые покупатели предпочитают все чаще делать выбор в пользу маркетплейсов. Доски объявлений также растут весьма уверенно — на 64% с 2014 года. А вот прайс-агрегаторы за два года не только не выросли, но и потеряли четверть трафика.

Интернет-магазины оказались заложниками своей категорийности. «Каждый из интернет-магазинов достигал совершенства в одной из отраслей. У кого-то прекрасно получалось продавать электронику и бытовую технику, у кого-то — одежду. Если посмотреть в ретроспективе, мы увидим, что именно эти категории были драйверами роста в украинском e-commerce. Вначале потрясающую динамику демонстрировала электроника, затем чемпионом по темпам роста стала одежда, — делится своими наблюдениями директор по маркетингу группы компаний EVO Алексей Филановский. — Но важно понимать, что динамика интернет-магазина практически всегда привязана к динамике его категории. Самым крупным интернет-магазином Украины с большим отрывом остается Розетка, и именно она определяет основной тренд для бизнес-модели магазинов. Продажи электроники не растут, и Розетка тоже стагнирует».

Важно понимать, что динамика интернет-магазина практически всегда привязана к динамике его категории

Продавцы, занимающиеся одеждой, сейчас напротив, на подъеме. Хороший рост показывают почти все игроки сегмента, однако, эта же категория дает аналогичный (если не больший) рост маркетплейсам и доскам объявлений. И в скором времени, когда произойдет насыщение рынка, рост специализированных магазинов одежды тоже остановится, и на это не смогут повлиять крупные вложения в продвижение.

Интернет-магазины тратят на рекламу в 6 раз больше, чем другие игроки рынка вместе взятые. Их расходы несоизмеримы с расходами конкурентов — именно интернет-магазины понесли 86% всех трат на телевизионную рекламу в сфере e-commerce. Доски объявлений вкладывают в продвижение умеренно, а растут почти в три раза быстрее рынка. В то же время маркетплейсы растут существенно быстрее рынка, практически не занимаясь продвижением.

Маркетплейсы по своей природе универсальны, и они не боятся перепадов спроса на ту или иную категорию товаров

«В ближайшие пять лет рынок будет бурно расти, и у нас есть все основания предполагать, что тренды распределения рынка между основными бизнес-моделями сохранятся. Все большую долю будут занимать маркетплейсы и доски объявлений. Все меньше места будет находиться магазинам», — резюмирует Алексей Филановский.