Они были звездами. Потом захотели острых ощущений, ушли из отрасли и продолжают строить карьеру в других сферах. Иногда и в других странах. Иногда возвращаясь к истокам. Стоило ли и как выглядит маркетинг со стороны? MMR собрал истории известных маркетинг-директоров, которые в построении карьеры не фокусировались исключительно на маркетинговой профессии. Они пробуют себя в GM, HR, Sales. Каждый день мы будем публиковать по одной истории карьерных трансформаций. Первая — о маркетинг-директоре, получившем должность гендиректора, но вернувшемся в маркетинг. Нового уровня и охвата. Это — Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу МТС Россия

Комбинация: Маркетинг --> General Management --> Маркетинг

Василь Лацанич — известная личность на украинском телекомрынке. В маркетинге с 1996 года. В 1996-2001 годах занимал ряд позиций в Coca-Cola Ukraine Ltd, Coca-Cola Bottlers Siberia в России и Украине в сфере маркетинга и общего управления. В октябре 2005 года назначен на должность директора по маркетингу, в 2001- 2005 годах был начальником отдела маркетинга «МТС Украина». Возглавлял «МТС Украина» с марта по сентябрь 2011-го. С осени 2011 года — вице-президент ОАО «МТС» по маркетингу, член правления.

Все вокруг постоянно меняется. У кого-то от этого голова идет кругом — у него другая дорога. А у меня — меняется все. За прошедшие пять лет я сменил работу, страну проживания, направления перелетов, вид спорта и, что важнее всего, кругозор.

Сделав то, что получилось в маркетинге мобильной связи в Украине, мне казалось, что дальше в этом направлении идти некуда/ неинтересно. Можно, конечно, бесконечно полировать одно и то же, но мне это не приносит профессиональной радости. Недавно беседовал с очень интересным человеком, который руководил одной из самых больших сетей супермаркетов, а сейчас возглавляет самый большой интернет-магазин. Он рассказал, как когда-то с увлечением до сантиметра выверял расположение товаров на полках для достижения максимальной эффективности шелф-спейса. Но вдруг это наскучило — пошел в интернет-магазин. И оказалось — полка-то бесконечная!

Вот и у меня так: полка стала бесконечной. И пришлось быстро «врастать в размер». Еще работая в Киеве в должности генерального директора «МТС Украина», я почувствовал: если хочу развиваться качественно — должен многому научиться. Можно было и не садиться за парту (большинство обходится без этого), но ведь хотелось качественно вырасти! И тогда решился поступить в London Business School (это было непросто, притом за немалые деньги) и начал челночить «на остров».

Поначалу все казалось бессмысленным: рассказывали прописные истины или то, без чего, в принципе, можно обойтись. Но потом эта наука вместе с общением с новым, очень интересным кругом людей и не без участия катализатора в виде английского эля начала мягко, исподволь менять меня самого. И вот уже друзья и сотрудники заметили, что я «стал другим». А к самому это осознание пришло гораздо позже, когда стал сравнивать то, как относился к рабочим вопросам раньше и как смотрю на них теперь. Появилось совсем другое отношение к людям: стал тщательнее искать в них потенциал, получил новые инструменты управления («по-английски» — без крика и нажима), еще более эффективные. Ну и себя испытал. Сначала на способность влиться в новый, моложе своего обычного, коллектив, а потом пройти на пределе своих возможностей рядом с теми, кому доверяешь (восхождение с одноклассниками на Килиманджаро в честь завершения учебы).

Призыв снова заняться маркетингом (и это после того, как достигнута самая невероятная вершина — СЕО одного из самых значительных и интереснейших бизнесов на родине) звучал как издевательство. Даже думать об этом не хотелось! Но потом понял, что это может быть моим шансом двинуться дальше, выйти на новый уровень, с новыми игровыми моментами. И решился.

Всегда стараюсь не обидеть своих коллег, бизнес, которому отдал столько лет и усилий. Но, нужно признать, маркетинг международной группы компаний, с разнообразными направлениями внутри группы и с прямым листингом на Нью-Йоркской фондовой бирже, — это мегаинтересно и совсем другие горизонты.

Поначалу действительно был маркетинг. Нужно было, используя накопленный опыт, наладить процессы так, как, верилось, будет правильно. Кстати, верилось не зря, ведь за прошедшие четыре года компания на основном рынке сделала большой качественный рывок. Но это оказалось только затравкой. Дальше — больше.

Бизнес будет успешным, если весь процесс обратится в успех. И когда приходит   это осознание — появляется потребность двигаться дальше и возможность. Главное — ее не пропустить. Потому — ни от чего не отказываться и ни на минуту не останавливаться!

У странового бизнеса есть свои прелести, но и масса ограничений. К сожалению, не было возможности развивать в Украине связь 3G/4G, делать масштабную конвергенцию с фиксированным ШПД и ТВ, запускать сложные услуги для рынка В2В и многое другое. А новая работа дала мне возможность увидеть иные горизонты и поучаствовать в создании новых бизнесов. Это новые страны (запуски и перезапуски) и масштабнейшее сращивание мобильной связи с ШПД и ТВ всевозможных стандартов. И даже выход в космос — в этом году запустили свое спутниковое телевидение. Не менее интересно направление за пределами телекома. Чего только стоят инновации в банках и мобильные/электронные деньги! Это безумно увлекательно и претендует на «перевернуть мир»! Потом пришло участие в компаниях системной интеграции, геопозиционирования, интернет-медиа и контента. Совершенно новые направления, в которые пришлось быстро погружаться и приносить свое видение в надежде сделать их лучше. 

В результате (кроме основного места работы) — членство и председательство в десятке советов директоров, участие в разработке невероятных и инновационных проектов и постоянное перемещение в пространстве. Столько стран, людей и бизнесов, сколько увидел я за несколько лет, многим не удается познать за всю жизнь. Это хоть и непросто, но очень увлекательно.

Десять лет идти по карьерному пути, который таки привел на вершину (СЕО бизнеса, в котором даже не верилось, что когда-нибудь удастся выйти на уровень СХО), а потом сорваться и сделать шаг назад (обратно в функцию) — решение для многих неоднозначное и непростое. Но как много мне это дало! Я благодарен судьбе и людям за такую возможность.

Много раз задавал себе вопрос: почему я? Чем я лучше/отличаюсь? В ходе самокопания нашел свою истину: я — это больше, чем от меня ждут. Звучит самовлюбленно и высокопарно, но это не о том, какой я есть, а о том, каким я хочу быть. Большинство полученных мной заданий от руководства и акционеров сложно назвать маркетинговыми. Это задания общего порядка. Тогда почему они приходили ко мне? Вероятно потому, что что бы я ни делал, как бы ни называлась моя (официальная) должность, я всегда старался (иногда даже бессознательно) думать не о функции, а обо всем бизнесе. Ну на кой нужен идеальный маркетинг, если он не соответствует другим задачам организации? Кому нужна лучшая в мире реклама, если товара нет на полках? Чем помогут самые инновационные продукты, если технологии не способны их надежно воплотить в жизнь?

Вот и оказываешься на перепутье. Проще всего сделать свое дело и быть счастливым своей завершенностью. Но не завершенностью всего дела. А можно закатать рукава и погрузиться в «несвой» функционал, понять более широкую картину и повлиять на процесс в целом. И сделать это так, чтобы быть полезным, а не мешать. Вот здесь и приходит высшая истина — как на обложке попсовой книги о бизнесе — «Думай как СЕО».

И это — мой самый главный рецепт. Бизнес будет успешным (а с ним, кстати, и я!), если весь процесс обратится в успех (а не только моя маленькая, но такая красивая пасочка). И когда приходит это осознание — появляется потребность двигаться дальше и (откуда-то!) возможность. Главное — ее не пропустить. Потому — ни от чего не отказываться и ни на минуту не останавливаться! 

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ