Ксения Бугримова, СТБ, о потенциале украинского экспорта сериалов

Как будет развиваться украинский рынок производства сериалов? И как интернет видоизменит телевидение?

 

Давайте оцифруем ближайшее будущее. Скажем, до 2020 года украинское телевизионное производство будет семимильными шагами догонять западную сериальную индустрию. И на ней формировать основной прайм. Но для начала я бы хотела несколько уточнить терминологию сериалов: сериалы (или drama series) — циклы телевизионных фильмов, выходящих еженедельно в фиксированной эфирной позиции, объединенные героями в едином жанре. Они доминируют на мировом телевизионном рынке и формируют прайм.

Мы же чаще всего, произнеся слово "сериал", презрительно морщим нос, разочарованно протягивая: "Мылооооо". Но так называемое "сериальное мыло", сначала успешно купленное в 1980-х в странах Южной Америки, а после на долгие годы прижившееся у нас в производстве, носит название daytime dramas. Оно не очень конкурентоспособное, и его лучшие времена уже позади.

Сами же циклы художественных фильмов в Украине по-прежнему будут стремительно развиваться, конечно, с некоторым отставанием от западных тенденций. А сериальный взрыв западного рынка за последние пять лет колоссальный. Когда в Штатах случилась знаменитая забастовка сценаристов, расстановка творческих сил изменилась. Если ранее телевидение было форматным и "попсовым", а кино было явлением мейнстримовым, то сейчас это перевернулось с ног на голову. Телевидение начинает возвращать людей к экранам, причем в короткие сроки. Нет офиса, где рано или поздно не обсуждали бы следующую серию "Шерлока" или "Безумцев", вся планета пересказывает перипетии сериала "Игры престолов". Мир одержим сериалами, мы должны в этом признаться, а обсуждения объединяют людей. В этом сериалы сейчас более могущественны, чем кино.

Сериал — это система горячих ужинов, доставка прямо на дом от шеф-поваров. В картонных, стильных коробочках, ароматные, тщательно приготовленные, концентрированные порции эмоциональных переживаний. От этого трудно отказаться спешащему, задерганному, но желающему испытывать каждый день сильные впечатления зрителю. Отсюда разнообразие коробочек с эмоциями, нестандартные идеи сериалов, их герои, форма и жанр, ритм повествования, в телевидение приходят компьютерные технологии, которые раньше были задействованы только в киноиндустрии.

Конечно, процентное соотношение сериалов "выстреливших" и тех, кто не дожил до второго сезона, — не в пользу первых. Это бесконечный поиск нового рецепта, или старый вкус на новый лад. Разумеется, этот поиск не столь активен в Украине. Это обусловливается тем, что у рекламного бизнеса не хватает ресурса для этого развития. Рекламный рынок в Украине в прошлом году составлял всего $400 млн., тогда как российский — около $5 млрд., а американский — $70 млрд. Но все же поиск форм и собственного языка со зрителем идет, подтверждение этому — успех сериала "Нюхач", где режиссер воспроизвел модную мировую тенденцию: герой-социопат, обладающий некой суперсилой, плюс история рассказывается через современные компьютерные технологии.

Зритель испытывает потребность в качественном, своем, эмоциональном контенте, разговаривающем с ним на родном, но современном языке. Я думаю, это начало для творческого поиска и смелых решений, конкурентно производимых на украинских продакшенах для постсоветского рынка. А экспорт возможен при условии, если производиться он будет "как для себя", но по западным критериям качества, и при этом дешевле.

И прогнозы в связи с этим могут быть следующими: за последние пять лет происходило стремительное развитие интернета, но, несмотря на это давление, телевидение остается в доминирующем положении. Тем не менее в течение ближайших пяти лет благодаря новым техническим возможностям интернет несколько видоизменит телевидение. Большое количество просмотров на планшетах и компьютерах приводит к онлайн-трансляциям телеканалов, ко второму экрану, и вследствие этого — к изменению замеров телевизионной аудитории. Могу предположить, что не за горами открытие у телевизионных холдингов онлайн-телевидения, где, как в том же Netflix, будут выкладываться премьеры в один день для всего мира. А многочисленные оперативные группы по озвучиванию на любой язык, такие как "Кураж-Бомбей", сделают это привлекательным для рекламодателей.

 

Ксения Бугримова, руководитель творческого объединения CТБ

MMR