Если в прошлом году (как и в 2016-м и в 2015-м) победой на Red Dot Design Award могли похвастаться лишь несколько проектов от одного-двух агентств, в этом году 16 проектов от 9-ти украинских креативных команд удостоились одной из главных наград в области дизайна, а одно из украинских агентств было названо Агентством года.

Эксклюзивно для MMR основатель и CEO Red Dot Design Award, профессор Питер Зец рассказывает, чем можно объяснить рекордное для Украины количество наград (в этом году – 19), как и по каким критериям жюри определяют победителей, какие тенденции отследили в работах участников этого года и какие тенденции предвидят в ближайшем будущем. 

Напомним, что работы украинских агентств стали победителями среди 8600 проектов из 45-ти стран. Оценивало работы жюри из 24 экспертов из 11 стран мира.

В этом году украинские агентства получили рекордное количество наград? С чем вы это связываете? 

По-видимому компании и дизайнеры по всему миру поняли, что инвестиции в хороший дизайн окупаются, поскольку это решающее экономическое преимущество, которое помогает бизнесу отличаться от конкурентов. Это справедливо и для Украины. 

Качество и степень креативности украинских проектов возросли — вот почему многие работы из Украины были награждены жюри Red Dot.

Red Dot Award поделен на три категории: Product Design, Communication Design и Design Concept. По каким критериям определяете победителей в каждой из категорий? У каких кейсов больше шансов победить? 

Хороший дизайн — это всегда сбалансированный синтез нескольких характеристик, которые подходят для соответствующего продукта или проекта. Качества, такие как функция и эргономика, важны для потребительских товаров, тогда как такие аспекты, как выбранная среда и эстетика, являются наиболее важными моментами в коммуникационном дизайне. Проекты, которые имеют сложный баланс критериев и, таким образом, общее хорошее качество дизайна, убеждают наше жюри и получают награду.

Основатель и CEO Red Dot Award, профессор Питер ЗецОснователь и CEO Red Dot Award, профессор Питер Зец

Кто входит в состав жюри? Какова их экспертиза? Как выглядит процесс оценивания? 

Каждый из трех конкурсов Red Dot имеет собственное жюри. Что касается коммуникационного дизайна, например, в 2018 году панель состояла из 24 экспертов. 

Поскольку дизайн — это всемирный бизнес с транснациональными отношениями, мы приветствуем международный характер и разнообразие проектов, которые подают на конкурс. Поэтому мы стремимся сделать состав жюри таким же разнообразным, включив в него дизайнеров, профессоров и журналистов из разных специализированных областей и стран. Благодаря особому know-how, культурному бэкграунду и опыту эксперты могут учитывать специфику происхождения проекта и целевых рынков при их оценивании. 

Процесс оценивания занимает несколько дней, когда жюри проверяет все заявки в прямом эфире и на сайте. В группах по три человека жюри рассматривает каждую заявку лично в первом раунде. Затем они обсуждают заявки со своими коллегами и оценивают их индивидуально и по существу. При этом они решают, какая заявка достойна Red Dot. Далее члены жюри решают, какие проекты получат Red Dot: Best of the Best в коммуникационном дизайне и Red Dot: Grand Prix. Интенсивный контроль и обмен критикой между членами жюри позволяют принять обоснованное окончательное решение. 

Есть ли в составе жюри кто-то из Украины? 

Состав жюри Red Dot регулярно меняется. На данный момент украинского жюри нет. Но этот день может наступить. Никто не может номинировать себя на то, чтобы стать членом жюри Red Dot. Все судьи выбираются, исходя из их экспертности и опыта в соответствующей профессиональной сфере.

Хороший дизайн — это всегда сбалансированный синтез нескольких характеристик, которые подходят для соответствующего продукта или проекта.

Среди победителей есть проекты, которые в нашей стране вызывали больше всего вопросов. Не все победители этого года – однозначны и очевидны. В этой связи на рынке говорят об излишней коммерциализации конкурса Red Dot Award. Чем можете пояснить премирование довольно ординарных дизайнов? 

Люди говорят, красота в глазах смотрящего. У каждого есть собственное мнение о вещах, но не у всех людей есть соответствующий бэкграунд, чтобы иметь веское мнение по теме. У непрофессионала совершенно другая точка зрения, чем у профессионала. Вот почему наше жюри состоит из экспертов из разных областей специализации и даже из разных стран. То, что нам нравится в Германии, может быть невообразимым в Украине... 

Учитывая разнообразие состава жюри на Red Dot, мы можем гарантировать дифференцированный взгляд на проекты и убедительный вердикт, который рождается в процессе демократической оценки. Поэтому все победители Red Dot могут гордиться своими наградами, поскольку они смогли убедить жюри своим качеством дизайна. Я не устаю говорить, что хороший дизайн — это не только красивый внешний вид, но и вся работа — от идеи, концепции и реализации до оригинальности, узнаваемости, понятности и гораздо большего. 

Чтобы гарантировать независимый процесс оценивания, участники оплачивают регистрационный взнос. Это позволяет нам организовывать премию Red Dot Design Award независимо и полностью отделять от индустрии и политики. Конкурс не получает финансирования от спонсоров или субсидий. Будучи финансово самодостаточной, Red Dot Award гарантирует, что никакие внешние стороны не могут влиять на конкурс. Именно поэтому награда Red Dot настолько ценна и востребована во всем мире. 

Что-то объединяет работы украинцев? Что? 

До сих пор я не обнаружил никаких сходств. Что касается работ, удостоенных наград Red Dot, от Украины, я могу назвать хорошее качество дизайна как один из аспектов. В нашем конкурсе работы оцениваются по международным стандартам, так что региональные характеристики играют незначительную роль.

Проекты, которые имеют сложный баланс критериев и, таким образом, общее хорошее качество дизайна, убеждают наше жюри и получают награду.

Сколько стоит подать работу, а сколько — получить награду, если она присуждена? 

Информация обо всех сборах и расходах представлена на нашем веб-сайте. 

Регистрационный взнос варьируется в зависимости от конкурса и даты регистрации. Для Red Dot Award: Communication Design 2018 они варьировались от 320 евро для «Early Birds» до 450 евро для «Latecomers». Плата включает, например, логистическую обработку, подготовку досье членов жюри и презентацию в ходе сессии жюри. Если жюри награждает проект, лауреаты приобретают Winner Package. Он включает, среди прочего, Winner Label, презентацию работы в ежегоднике, на выставке победителей и в интернете. В зависимости от объема услуг и типа различий «пакет победителя» в конкурсе коммуникационного дизайна стоит от 1699 евро до 2499 евро. Молодые таланты получают 20% скидку на регистрационный взнос и 40% скидку на Winner Package. Кроме того, лучшая работа дизайнера, получившего награду, получает премию Red Dot: Junior, которая предусматривает призовую сумму в размере 10 000 евро. 

Почему агентства узнают о победе до официального релиза? И нам как медиа приходится собирать контент по крупицам и консолидировать, постоянно обновлять лист победителей? Почему нет одномоментного анонса? 

У каждой компании есть своя стратегия успеха, и мы хотим дать нашим победителям возможность наилучшим образом использовать награды в своих коммуникациях. Вот почему они первые, кто узнает о своей победе. Каждый год существует определенная дата, когда мы начинаем объявлять победителей, и некоторые из них просят отложить эту дату. Представьте себе, что мы будем сообщать о победившем проекте, который не был запущен на рынке. Это было бы полной катастрофой для наших лауреатов. Чтобы обеспечить равные условия для всех победителей Red Dot, мы установили этот метод, который очень ценится. Когда победители начинают сообщать о своих успехах в средствах массовой информации, мы получаем запросы от журналистов по всему миру, и, конечно же, мы также предоставляем им информацию о победителях от своего соответствующего специалиста или страны. Однако общее и официальное заявление с нашей стороны происходит на церемонии награждения.

Качество и степень креативности украинских проектов возросли. Вот почему многие работы из Украины были награждены жюри Red Dot.

Первый конкурс прошел в 1955 году. А 5 октября того же года прошла первая инновационная выставка потребительских продуктов, которая должна была стать «a standard-setting presentation that served as a model for industry and consumers alike». Уже более 60 лет Red Dot Award определяет тренды в дизайне. Назовите тенденции в дизайне 2018, которые прослеживались в работах участников этого года. 

Поскольку дизайн имеет значение во многих областях, назвать самые важные тенденции непросто. В целом, в последние годы дальнейшее развитие технологий оказало определяющее влияние на дизайн. Принцип простоты набирает силу, в результате чего появляются продукты, в которых технологии отходят на задний план и становятся все менее заметными, в то время как сами продукты стремятся к простому использованию, улучшенному функционированию и, следовательно, лучшему качеству жизни. 

Во-вторых, оцифровка и big data влияют на дизайн как профессию, поскольку продукты разрабатываются в зависимости от собранных и оцененных данных. В связи с этим оптимизация и разработка взаимодействия и коммуникационных процессов между системами, а также между людьми и системами, является одной из важнейших задач для дизайнеров в будущем. 

Кроме того, сейчас очень важной стала тема социальной ответственности, которая, среди прочего, отражена в разработке инновационных и устойчивых материалов, а также в кампаниях, которые говорят о социальных проблемах одновременно остроумно и профессионально. 

Среди кейсов-победителей есть проекты с социальной составляющей (например, Corruption Park). Этот тренд прослеживается и в победах на Cannes Lions. Какие тенденции предвидите в следующем году? 

В дизайне работ и в отрасли в целом? Я считаю, что тенденции, которые я упомянул ранее, продолжатся и разовьются в последующие годы. Безусловно, в будущем будет все больше автономных продуктов, оснащенных искусственным интеллектом. В мире, где продукция становится все более всеобъемлющей, простота должна рассматриваться не как противоположность сложности, а, скорее, как ее усовершенствованный дизайн, который помогает людям справляться со своей повседневной жизнью. 

Кроме того, я предполагаю, что матушка-природа является прекрасным источником вдохновения, так как толкает эволюцию вперед. Таким образом, мы можем извлечь выгоду из изучения ее процессов и продуктов и попытаться перенести обучение в наш мир, имитируя или копируя естественные явления.

В мире, где продукция становится все более всеобъемлющей, простота должна рассматриваться не как противоположность сложности, а, скорее, как ее усовершенствованный дизайн, который помогает людям справляться со своей повседневной жизнью.

Почему такое название? Какой смысл закладывали в словосочетание «Red Dot»? 

Проект логотипа, созданный коммуникационным дизайнером Отлом Айшером в начале 1990-х годов, состоял из черной точки рядом с надписью. Позже точка стала оранжевой, и, когда я взял на себя лидерство в конкурсе, то решил изменить цвет на красный в 1992 году. Причина проста. Красная точка имеет не только мощность сигнала, но также успешно продает фотографии в художественных галереях и, таким образом, передает положительное сообщение. В то время название премии было еще немецким, а «Roter Punkt» переведено по всему миру, будучи «Punto Rosso» в Италии, «Point Rouge» во Франции и «Red Spot» в Англии. В связи с расширением международного участия в конкурсе, в 2000 году я решил присвоить награде постоянное имя, которое было бы понятным во всем мире. Так родилось название «Red Dot», а вместе с ним и «Red Dot Design Award». Эксперт по корпоративному дизайну Питер Шмидт трансформировал это имя в знаменитый сегодня логотип, который символизирует Red Dot World.