Азия — крупный рынок со своими правилами и законами продвижения. Head of APAC region онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Татьяна Акинина рассказала, с какими вызовами сталкивается украинская компания на корейском рынке и как продвигать продукт в Сеуле.

Знакомство с Южной Кореей для команды Preply началось в августе 2017 года, когда мы прошли отбор инкубатор K-Startup Grand Challenge. Мы с коллегами отправилась в Сеул, в Pangyo Techno Valley — корейскую «Силиконовую долину». Проведя там четыре месяца, узнали много интересного о местной бизнес-культуре, корейской экосистеме стартапов и продвижении онлайн. Мы вернулись и готовы делиться опытом. Инсайтов много, сегодня поделюсь теми, которые касаются маркетинга.

Сколько стоит маркетинг в Азии

Маркетинг в Азии имеет две характерные особенности: высокий уровень конкуренции и влияние культуры. Сравним, к примеру, search engine optimization и pay per click. В Корее около 10% населения пользуются Google, а остальные 90% — Naver, ведущей корейской поисковой системой. Корейцы, как и японцы и китайцы, предпочитают пользоваться «своими» продуктами, и практически на любой международный продукт или сервис у них есть своя «местная» альтернатива. Часто довольно качественная. 

В Naver cтраница выдачи — это в буквальном смысле одна страница, на которой более 20 блоков информации. Органическая выдача занимает 11 место и показывает всего три позиции по заданному запросу, и на эти результаты редко обращают внимание. На первом месте расположен объемный блок с платными объявлениями, в нем больше 10 позиций. 

Другими словами, SEO в Корее, в стандартном его понимании, не популярно и не ценно для бизнеса. Для расширения своего online-присутствия и создания brand awareness имеет смысл вкладываться в платную рекламу и учитывать, что средняя стоимость высокочастоного keyword’а начинается от $3,2.

Поисковик Naver

Выбираем каналы

Есть «азиатское» понимание SEO. Это группы, форумы с вопросами и ответами, энциклопедии и блоги на местных платформах. Блоги особенно популярны в Азии, на них стоит обратить внимание в первую очередь. Группы, блоги и форумы находятся в одном месте — в Naver. И это во многом облегчает продвижение бренда в онлайне: если вы будете хорошо представлены на местной платформе, такой как Naver, то сможете охватить большую часть аудитории. 

Среди «местных» маркетинговых каналов популярны Naver Cafe – страница-группа бренда в Naver, и Kakao Plus friend – корпоративный аккаунт в самом популярном мессенджере в Корее. Если в кафе-группе можно просто постить контент со своего аккаунта на Facebook, то в случае с Kakao опций много, они другие и платные. Создание аккаунта бесплатно, а отправка одного сообщения обойдется в $0,25. 

Для наращивания количества подписчиков придется использовать разные мотиваторы. В Kakao это выглядит так: вы раздаете своим подписчикам «шоколадки» — валюту мессенджера. Полученные «шоколадки» обмениваются на стикеры, эмотиконы, online-издания и т.д. Цена пакета «шоколадок» — от $3 000. Важно: почти каждая серьезная компания в Корее создает для Kakao корпоративные стикеры. Релиз собственных эмотиконов обойдется бизнесу в $10 000. 

К счастью, в Корее большой популярностью пользуется Facebook. Для старта достаточно локализовать страницу и подобрать подходящий контент. Особенно стоит обратить внимание на визуальную составляющую.

Штатный маркетолог vs. аутсорс

Заниматься маркетингом в азиатских странах — значит иметь глубокое понимание рынка и целевой аудитории. На это могут уйти годы. Поэтому, если переезд на постоянное место жительства в Азию не входит в планы, то лучше воспользоваться услугами маркетинговых агентств. Они более точно подберут ключевые запросы и расскажут о местных каналах и их скрытых возможностях. 

Языковой вопрос играет большую роль. Корейцы изучают английский язык в школе, но знают заранее, что вряд ли станут им пользоваться. Приехав в Корею, стоит нанять хотя бы одного носителя языка для ведения переговоров и постановки задач агентствам.

Используем корейский менталитет

У азиатов есть культурная необходимость «быть как все». Если что-то понравилось аудитории, это сразу же становится «вирусным». Например, этой зимой в моду вошло длинное пальто, в котором ходили практически все корейцы. Понимание этой особенности помогает многим компаниям неплохо зарабатывать. 

Еще одна важная особенность состоит в том, что азиаты — трудоголики. Рабочие дни среднестатистического корейца — это монотонная работа, строгое соблюдение правил и иерархии. Для представителей азиатских народов характерно дистанцироваться и поддерживать образ серьезного профессионала. Другое дело личная жизнь: в ней азиаты хотят видеть что-то веселое, яркое и с эмотиконами. Буквально каждая успешная компания — от банков до веток метро — имеет своих мультяшных персонажей-талисманов.

Big plan: как начать продажи в Азии

Сейчас в Южной Корее наступил период, когда государство активно инвестирует в местные и международные стартапы. Особенно востребованы hardware-компании и biotech-профиль, а также проекты в области VR/AR, BigData и AI. В распоряжении предпринимателей находятся акселераторы — как государственные, так и частные — независимо от сферы деятельности и размера стартапа. Акселераторская программа — эта отличная возможность завязать первые контакты, которые в Азии ценнее опыта и денег. Именно поэтому эффективнее находится «на месте». 

Корейцы аккуратны и долго присматриваются: для них важно, какой вы человек, можно ли вам доверять, какой у вас background и как дела в семье. Поэтому подписание договора с корейской компанией может занять несколько месяцев. Чтобы найти друзей из Азии, нужно адаптироваться к их методам — совместному распитию алкоголя. Считается, что это важная часть работы, ведь именно в неформальной обстановке вы открываетесь как личность и командный игрок. Если вы не пьете с корейцами, то и бизнеса не построите. 

Азия — рынок непростой, но очень перспективный. Жители APAC-региона тратят в интернете больше, чем вся Северная Америка вместе взятая, и в ближайшие годы объемы рынка будут только расти. Так что покорять его пора уже сейчас.