Реклама и промо-ролики всегда были одними из самых эффективных инструментов для увеличения продаж и построения желаемого восприятия бренда компании. Сейчас постоянно растущая конкуренция требует создания максимально качественного, оригинального и запоминающегося контента. Именно звуковое оформление выполняет ключевую роль для его правильного восприятия. Процессом создания и организации различных звуковых элементов для достижения нужного эффекта или настроения и является саунд-дизайн. По сути его основная задача – создать реалистичность и перенести зрителя в события вашего ролика. И вот пять советов для его успешной озвучки.  

Изучение целевой аудитории

Ключом к созданию эффективной рекламы и построению бренда компании является знание вашей целевой аудитории. Для эффективной озвучки ролика самыми важными являются психографические и поведенческие характеристики потенциальных клиентов. Они дадут понимание об их человеческих чертах характера, ценностях, хобби и особенностях поведения. Такая информация даст возможность специалистам по саунд-дизайну написать уникальную мелодии и сделать озвучку, которая зацепит вашу целевую аудиторию и, как следствие, поднимет эффективность продаж. Иными словами, на рыбалку нужно ходить с тем, что нравится рыбе. Например, мы в Rock’n’Rave всегда рекомендуем нашим клиентам предоставлять эти данные вместе с брифом.

Звуковая айдентика

Важно не забывать, что задачей хорошего саунд-дизайна является не только рост продаж, но и бренд-маркетинг. Многие бренды уже имеют свою звуковую легенду – одни воссоздают ощущения экстрима, другие наоборот атмосферу релакса, третьим важно, чтобы звук был одним стилистическим целым с джинглом. Зрители должны узнавать бренд не только визуально, но и по звукам.

Проговорите ключевые аспекты звуковой айдентики со специалистами по саунд-дизайну до начала работы. Объясните им каким вы хотите, чтобы видели ваш бренд. Это позволит им создать грамотную концепцию озвучки ролика, что несомненно поможет создать желаемый образ бренда.

Зрители должны узнавать бренд не только визуально, но и по звукам.

«Держать руку на пульсе»

После изучения брифа и всех необходимых материалов, нужно чтобы саунд-дизайнер или продакшн предоставили свое творческое видение звукового оформления ролика –  тритмент (от англ. treatment – подход, трактовка). Обычно тритмент включает в себя описание идеи, стиля, спецэффектов, музыки, тембра диктора и настроения озвучки. Практика показывает, что согласование этих моментов до начала работы сэкономит время и предотвратит возможное нарушение дедлайнов. В противном случае вам придется вносить множество правок в уже готовый продукт, что может сильно затянуться и повлечь за собой дополнительные расходы.

Западный подход к звукозаписи

В украинских реалиях саунд-дизайнер это обычно своеобразный человек-оркестр, который самостоятельно выполняет весь цикл аудиопроизводства. Более прогрессивный западный подход к саунд-дизайну заключается в командной работе. 

К примеру, у нас в Rock’n’Rave над каждым проектом работают проджект менеджер, аранжировщик, саунд-дизайнер и звукорежиссер. У каждого из них своя задача: проджект менеджер контролирует четкое выполнение ТЗ, аранжировщик оформляет звуковую композицию, саунд-дизайнер создает новые звуки и спецэффекты (SFX), фиксирует и обрабатывает их. Звукорежиссер же решает, как это все будет звучать в конечном итоге, чтоб донести преимущества рекламируемого продукта и создать необходимое настроение. Я убежден: этот человек обязан не только иметь развитый музыкальных слух и вкус. В первую очередь он должен уметь мыслить, как потребитель, а не как создатель.

Опыт показывает, что именно коллективная работа и узкая специализация членов команды обеспечивает максимально быстрый и качественный результат на каждом этапе производства.

Конечный результат

Итак, что же должно получиться в конечном итоге? На мой взгляд, есть два основных критерия хорошего саунд-дизайна. Первый – он должен создавать реалистичность происходящего, эффект присутствия и усиливать желаемый эмоциональный фон. Второй критерий – его органичность. Правильная озвучка должна оставаться незаметной. Ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на экране. Если же в озвучке вас что-либо раздражает или отрывает от увиденного, то ролик нужно отправить на доработку.

В качестве примеров кейсов с крутым саунд-дизайном могу назвать рекламу Vodafone – Unlim 3G

Apple – iPhone X 

Nike – Snow day 

Подводя итоги, хочу отметить: опыт работы с украинскими и зарубежными компаниями и агентствами показывает, что, когда на звук выделяется больше времени и ресурсов, продукт получается намного качественнее. Как результат это улучшает узнаваемость бренда и увеличивает продажи, что и есть главной целью каждой компании.