Ярослав Ведмидь: SMM сегодня — часто полуслепое шатание энтузиастов

Ярослав Ведмидь, экс-руководитель агентства MTI Consulting, известен как PR-специалист в сфере политического и бизнес-PR. В профессию он пришел в конце 1990-х, а перед кризисом возглавляемое им агентство MTI Consulting доросло до около 40 крупных клиентов в своем портфолио. Недавно Ярослав Ведмидь основал диджитал-агентство Postmen. О своих планах на новом поприще он рассказал в интервью MMR.

 

Ярослав, сколько лет вы в украинском диджитале? Опишите свою карьеру в этой сфере.

В PR-бизнесе я с 1999 года, куда пришел после трех лет работы в "Инвестгазете", где проделал путь от внештатного корреспондента до редактора отдела экономики и специальных проектов.

В украинском диджитале я, можно сказать, с 1995 года: когда у меня впервые появилась возможность выходить в интернет, я завел почтовый ящик на тогда еще совсем простенько организованном Yahoo! В начале 2000-х мне посчастливилось участвовать в движении вокруг издательства "Буква и цифра" и сайта samvydav.net, которые разрывали культурное пространство проектами типа "Письма братана" с неповторимым Женей Галясом, "За наше дело" с его Первым вселенским патриотическим собором, политическим реалити-проектом "Все наши", когда более десятка блогеров вели дневники украинских политиков в ЖЖ.

В 2004 году гражданская инициатива "Лента", основателем которой я был, продвигала свои инициативы через интернет-рассылки и блоги и волей случая вывела оранжевый цвет как бренд Революции.

В средине 2000-х я попробовал себя в качестве инвестора. Из успешных проектов стоит вспомнить сайт №1 о личных финансах Prostobank.com.ua и интернет-магазин уникальных книг Predmet.com.ua.

В цифровом сегменте украинского рынка коммуникаций я полноценно, руками и ногами, с 2011 года — с момента создания агентства PlusOne DA. Хотя дрейф в цифровую зону начался еще раньше. В 2008 году на площадке PR-агентства MTI Consulting, которое я возглавлял, стартовало интернет-агентство Pixel, но за полгода существования так и не достигло заметных результатов — грянул кризис. Кризис 2008 года снес заодно и агентство MTI Consulting, которое к тому моменту уже можно было назвать холдингом. Я же посвятил себя штабным политическим проектам. В 2009 году я делал ставку на запуск цифрового подразделения Арсения Яценюка во время "романтического" этапа его кампании под общим брендом "На фронті змін". В этот бренд поместились и первая политическая социальная сеть, и ТВ-продакшен, и веер площадок в блогах и социальных сетях.

 

После скольких лет с момента основания вы покинули PlusOne и почему?

С моими партнерами по PlusOne DA мы проработали два года, собрав за это время прекрасный пул клиентов, среди которых Буковель, МТС, "Сан ИнБев", "Стандартпарк", "Каррибиан Клаб". Мы также создали онлайн-игру для издательства "Экономика" и осчастливили еще с десяток клиентов, в том числе политических. К началу 2013 года PlusOne стало уже зрелым агентством и награда на Propeller за разработку для Буковеля "Моя статистика" стала вполне закономерным свидетельством этого. У зрелой организации зрелые проблемы, у пятерых учредителей обнажились разные взгляды на будущее и пути развития. В какой-то момент я ощутил, что видение моих коллег и мое личное видение расходятся, и решил выйти из бизнеса, чтобы создать собственное агентство. Это позволило нам избежать краха многолетней дружбы. Все понимали, что так будет лучше, поэтому мы с честью вышли из этого миникризиса, нашли схему развода и разошлись по разным площадкам. Мне кажется, этот ход добавил динамики и мне, и моим бывшим партнерам. Я основал Postmen.

 

В чем будет USP вашей новой компании?

Единственное USP в агентском бизнесе — это счастливые клиенты. Я руковожу всеми активностями в социальных сетях для Буковеля уже два года и на днях мы заключили договор об обслуживании в 2013-2014 годах. Уже с командой Postmen. Я рад диалогу и атмосфере воодушевления в нашей большой команде. За это время мы реализовали тучу идей и проектов, в том числе с использованием геолокационных функций, которые дают понимание, как максимизировать вирусные эффекты в социальных сетях для мест, заведений и курортов и обернуть коммуникации в посетителей. Собственно, я и прицеливаюсь именно на этот сегмент. Хочу хорошенько его перепахать, применить уже проверенные разработки, напридумывать новые. Хочу, чтобы наше агентство гарантированно давало прогнозируемые результаты собственникам и маркетинговым директорам. FMCG-бренды и крупный бизнес остаются нашими самыми желаемыми клиентами, но упор мы все-таки хотим сделать на среднем и мелком бизнесе.

 

Почему вы верите, что в узкой нише геолокационного диджитала есть перспективы и стоит затачивать бизнес под этот тип клиентов и услуг? Что дает основания верить, что там есть деньги?

Жизнь покажет, сможет ли Postmen сделать прорыв в этом сегменте. Нет — значит, перестроимся на марше и станем в общую колонну борцов за цифровой Олимп. Пока мы хотим пойти флангом и выводить на рынок принципиально новые решения. Собственно, так оно и было, когда мы запускали сообщества Буковеля, когда подобных сообществ в украинских соцсетях просто не существовало.

 

У вас уже есть клиент в виде Буковеля. Проиллюстрируйте примером, каким будет их цифровой прогресс с началом сотрудничества с вами?

Буковель сейчас находится в топ-10 украинских брендов по количеству украинской аудитории в Facebook. Мы попали в топ-10 европейских курортов и топ-20 курортов мировых по популярности в Facebook. Страница Буковеля — среди самых активных страниц с количеством обсуждающих от 5 до 15 тыс. Это живые сообщества, посты которых еженедельно достигают до полумиллиона уникальных пользователей в Facebook и чуть меньше — во "ВКонтакте". Мы знаем, как создавать лидирующие сообщества в своих сегментах и как трансформировать их аудиторию в переходы на сайт, зоны продаж и посещения в офлайне. Весь этот опыт и знания мы несем в каждый следующий проект.

 

Диагностировали ли вы готовность среднего и малого бизнеса платить за маркетинг в онлайне и нестандартные активации в этой среде? Рынок созрел? Его хватит для безбедного существования?

По моим ощущениям, сегодня сотни людей занимаются мелкокалиберным SMM-сервисом. Часто это полуслепое шатание энтузиастов, которые не владеют ни достаточным опытом, ни необходимой технической квалификацией, ни особыми знаниями о коммуникациях вообще. То, что предлагает Postmen, значительно более прогнозируемо, проверяемо и привлекательно. Мы предлагаем то, что можно, так сказать, пощупать и увидеть. И, как молодое и напористое агентство, конечно, будем искать способы потеснить на рынке других игроков.

 

Сколько человек в команде Postmen и какая их часть пришла из PlusOne?

Сегодня штатная команда состоит из шести специалистов. Половина из них имеют отношение к PlusOne, хотя я работаю с этими людьми еще со времен MTI Consulting и более ранних своих проектов.  Мы на пороге переезда в новый офис в центре Киева, где к команде Postmen сразу примкнут еще несколько человек. Я активно ищу комьюнити-менеджеров, которые, среди прочего, имели бы отношение к ресторанному или гостиничному бизнесу и готовы глубже погружаться в реальность наших клиентов. Также мы отсматриваем портфолио дизайнеров и программистов, чтобы уже в ближайшее время расширить соответствующие отделы.

MMR