Мы спросили маркетинг-pro, по совместительству преподавателей в бизнес-школах, что их мотивирует передавать знания дальше, чему учатся сами, обучая людей, которые тоже разбираются в маркетинге, и что делать, если задают вопрос, на который нет ответа прямо сейчас. А также узнали про глобальные изменения в профессии как ключевой мотив обучения и обучаемости.

Партнер агентства коммуникационного консалтинга Eçomm. Кандидат экономических наук, диплом CIPR. Опыт преподавания — 20 лет

Что мотивирует передавать знания дальше?

Мне кажется, это свойственно людям с более системным типом мышления, которые привыкли к анализу, систематизации накапливаемой информации. Плюс если формируется управленческий опыт воспитания новых сотрудников, приходится превращать накопленный опыт в некий продукт для них. 

Плюс еще много других факторов. Судя по себе, мне кажется, это и некая генетическая характеристика. Все мои родители, бабушки и дедушки были преподавателями… Плюс талант, врожденная уверенность в себе и даже амбиция. 

Уже через три года после начала своей карьеры в рекламе, а особенно после того, как мы стали проходить сетевые тренинги BBDO, мне самой захотелось адаптировать их продукты под наш рынок, тренировать своих сотрудников, создавать новые, свои программы. 

С другой стороны, создание Талантария (корпоративный университет Atlantic Group, который просуществовал с 2007 по 2017 г.) во многом было продиктовано желанием показать, что тренинги могут быть нескучными, а тренеры — искренними. В свое время я посещала достаточно много тренингов и образовательных программ и в Украине, и за рубежом, где спикеры казались мне насквозь фальшивыми, материалы не были адаптированы под специфику именно рекламной отрасли, а многие курсы были откровенно скучными. Поэтому я решила в какой-то степени доказать себе и рынку, что профессиональное обучение может быть веселым, вдохновляющим и полезным именно твоей ситуации. 


Учитесь ли вы сами, обучая других? 

Несомненно. Когда ты обновляешь кейсы или ищешь новые примеры, ты постоянно изучаешь новую информацию, сталкиваешься с новыми методиками. А если создаешь новый образовательный продукт по новой теме, так тем более открываешь для себя целые новые пласты. 

Рынок образования не менее динамичный, постоянно появляются новые форматы и методики, поэтому, чтобы успевать не отставать, надо постоянно перелопачивать тучу новой информации. 

Что касается личного общения, то каждая новая группа — это новый человеческий опыт: другие характеры, другие ситуации, в которых учишься вести себя по-новому. Любой тренер, как, собственно, и учитель, это, по сути, и психолог, и психотерапевт :) 


Почему и как изменилась дисциплина?

Дисциплина меняется с точки зрения добавления новых тем, отражающих приход новых технологий. Хотя, как это не удивительно, нашему рынку не хватает базовых знаний маркома. В свое время нас обучали всем основам сетевики, просто прогоняли нас при входе в должность через все нужные дисциплины. Сейчас классические мозги и опыт вымываются из нашей отрасли очень быстро. Новичков не умеют и не могут обучать, ВУЗы нашей профессии не готовят, поэтому даже самые базовые классические знания — как написать бриф, как презентовать клиенту, как из бизнес-задачи сформулировать коммуникационную и т.д. — не знают 80% работающих в отраслях. Я уже молчу про навыки клиентского сервиса и корпоративных стандартов с общения. С этим беда. Поэтому работы и для обучения базовым навыкам предостаточно. 



Директор по маркетингу ПУМБ. Преподаватель курса Стратегический Маркетинг в CIM (Chartered Institute of Marketing). Магистр Экономики (КНУ им. Т. Шевченко), Global Executive MBA (IE Business School, Madrid).

Что мотивирует передавать знания дальше? 

Наверное, в жизни каждого человека, увлеченного своей профессией, имеющего немалый багаж знаний и опыт, на определенном этапе возникает желание делиться ними с другими. Абрахам Маслоу назвал это потребностью в «self transcendence» и в 1971 году, пересмотрев свои взгляды, поместил на вершину своей известной пирамиды. 

Маркетинг – дисциплина, которая находится на пересечении науки и искусства, в ней много концепций, теорий, знания становятся все более фрагментированными, появляются новые подходы и инструменты. Именно поэтому хочется помочь коллегам разобраться в классических и новых инструментах, поделиться пониманием того, что лучше работает и при каких обстоятельствах. 

Учитесь ли вы сами, обучая других? 

Обучать других – это большая ответственность. Мир меняется, возникают новые маркетинговые тенденции, это мотивирует постоянно держать руку на пульсе, чтоб быть актуальным и интересным своей аудитории. Если слушатели еще и профессионально подкованы и активны, они могут задать вопрос, на который не всегда найдется ответ. Это побуждает еще больше расширять свои горизонты. Поэтому, да, ты, безусловно, учишься, обучая других. 

Кроме того, нередко приходится возвращаться к истокам – теории и тем концепциям, которые когда-то были изучены и прочитаны, но которые не применялись в работе. В таком случае ты не только делишься знаниями, получаешь новые, но и пересматриваешь свои. 

Почему и как изменилась дисциплина? 

С момента, как я связал жизнь с маркетингом, прошло более 20-ти лет. С тех пор маркетинг как отражение бизнеса стал более быстрым, гибким, цифровым, аналитическим и ситуативным (таким, который требует реакции прямо здесь и сейчас), появились лучшие инструменты понимания клиентского поведения, контроля за воронкой привлечения и продаж, измерения эффективности и расчета ROI. Главное – коммуникация и взаимодействие с клиентом перестали быть односторонними, зависеть от величины бюджета и полностью контролироваться брендом. Благодаря силе социальных сетей увеличилась сила голоса клиента, а количество посредников между ним и брендом уменьшилось. При этом конкуренция растет, границы между индустриями стираются, жизненный цикл продуктов сокращается, ускоряется реакция рынка на изменения. Все большую роль играет поколение Y, и начинает себя активно проявлять поколение Z, которое уже не настолько лояльно к брендам, как раньше. 

Поэтому ключевым фактором стратегического долгосрочного конкурентного преимущества в постоянно меняющемся VUCA-мире стало построение долгосрочных отношений с клиентом и постоянное улучшение клиентского опыта. Например, с помощью CRM, NPS, Customer Journey и Service Design. Сегодня клиент – это ключевой актив современного бизнеса и главный фокус для маркетинга. 



Strategic Marketing and Partnerships Director в Starladder. Диплом преподавателя иностранных языков, Одесский Университет, и Диплом Британского Чартерного Института Маркетинга. Опыт преподавания — 19 лет.

Что мотивирует передавать знания дальше? 

Это внутренняя потребность. Думаю, у меня это в крови. Мои бабушка и дедушка были преподавателями истории. У моего папы огромный преподавательский талант, и мне очень жаль, что он его не смог широко применить. По первому образованию, я преподаватель иностранных языков и литературы, т.е. дипломированный преподаватель. Первую лекцию или, скорее, кусочек лекции по маркетингу меня пригласил прочитать наш преподаватель курса в СИМе Владислав Белошапко в 1999 году, когда я еще сама была студенткой этого курса. Тогда-то все и началось :) Преподавание для меня — это возможность поделиться с единомышленниками чем-то важным, что по моему мнению будет им интересно и главное — полезно в их жизни (работе). 

Учитесь ли вы сами, обучая других? 

Да, это является одной из самых сильных мотиваций для меня. Это заставляет не спать ночами. Согласие преподавать для меня — это намеренно поставить себя в «безвыходную» ситуацию самообучения :) Мир так быстро меняется, что каждая новая лекция на ту же тему требует подготовки. Я несколько лет преподавала курс Marketing Research and Information в СИМе (Чартерном Институте Маркетинга). Последние лекции дочитывала сидя, так как была на 9-м месяце беременности. И когда меня через год пригласили читать курс Strategic Leadership and Planning в рамках Post-Graduate Diploma in Marketing, оказалось, что время на подготовку у меня есть только по ночам, а программа курса невероятно сложная. Я навсегда запомнила эти бессонные полгода моей жизни :)

А также те невероятные знания, которые я получила, готовясь к лекциям, подбирая кейсы для курса, обсуждая со студентами ситуации в их компаниях, помогая им с подготовкой собственных кейсов. Большинство тем являлись и до сих пор являются передовыми в направлении стилей лидерства и развития в себе лидерских качеств, выявление потенциала компании и умение построить ее развитие вокруг ключевых компетенций, управление изменениями и многое другое. 

Почему и как изменилась дисциплина? 

Преподавание действительно усиливает дисциплину. Ты не можешь отложить подготовку к лекциям до лучших времен, когда появится больше времени. В нашей динамичной жизни такое «потом» может и не наступить или наступить только в отпуске. 



Кстати, Ярослав и Татьяна были спикерами второго MRKNTG марафона, которой MMR проводил в прошлом году. Татьяна рассказывала о кибермаркетинге, а Ярослав — о сходствах и различиях в маркетинге разных индустрий. А 30 ноября состоится MRKTNG марафон #3, на котором маркетинг-директора «Vodafone Украина», «Киевстара», «Люксоптики», «Цитруса», Synevo Ukraine, Nemiroff и другие расскажут о трансформациях, которые переживает их бренд/компания/карьера, а также о маркетинге-2020 и будущем профессии.