Хитом прошлого лета была всеми любимая игра Nintendo Pokémon GO. Сейчас же внимание захватила простенькая антистресс-игрушка – спиннер. Оффлайн вернулся. Мы решили разобраться, спросив кандидата психологических наук, психолога Веру Романову в чем феномен спиннера, какие тренды стоит учитывать при создании продукта-наваждения и что общего между йо-йо, пружинкой и листанием ленты соцсетей.

На мой взгляд, успех спиннера прост и не прост одновременно. С одной стороны, это хороший способ снять стресс и медитировать, а с другой – это диджитал-технологии, которые, продвигая продукт, сделали его весьма популярным и успешным. И в том и в другом не вижу ничего дурного. Как по мне, здравого смысла и логики в самом успехе этого продукта мало, равно как и во многих маркетингово-успешных продуктах и компаниях.

Сердцем спиннера является подшипник, на котором свободно вращается корпус. По краям – дополнительные подшипники, несколько утяжеляющие его, но регулирующие скорость. Его легко крутить и перекидывать пальцами, как чётки. При должной ловкости спиннеры позволяют исполнять необычные трюки. 

Внезапную массовость увлечения спиннерами могу объяснить лишь грамотным маркетингом. В нашей стране спиннеры заполонили торговые точки перед началом летних каникул, хотя в Европарламенте, к примеру, еще зимой встречала депутатов, которые во время перерывов крутят в руках современенные подшипники. Кстати, на днях и до наших депутатов дошла такая мода, но о них чуть позже.

Периодически на детскую и подростковую аудиторию выбрасывают хорошо продуманный маркетинг с такими игрушками. Несколько лет назад в преддверии зимних каникул были говорящие хомяки, что страшно всех забавляло. Два года назад летом появились резинки для плетения браслетов. И что самое интересное, некоторые дети даже успешно зарабатывали карманные деньги на них. А прошлым летом многие ловили покемонов. Дети – самый благодарный потребитель. Родители даже в кризис не могут экономить на игрушках и развлечениях для своих чад. Можем даже быть банальными и приписать это самому обыкновенному чувству вины. Маркетологи хорошо играют с ценами на продукты: для детей она немаленькая, чтобы это было ценно, но и небольшая, чтобы это было доступно. А поскольку, к сожалению, мы все же живем в обществе потребления, то и на каждый хорошо спланированный маркетологами «вирусный» продукт реагируем безусловными рефлексами или «у всех есть и мне надо», «быть как все» и «а что соседи скажут». 

Что же касается бизнеса (продажи самих спиннеров), мода на спиннеры пройдет к концу летних каникул. У школьников младших классов могут возникать конфликты и эффекты буллинга из-за того, что у одних игрушки дорогие, а у других попроще. У старшеклассников подготовка к ВНО, репетиторы, школьная любовь и осенняя хандра – тут просто не до игрушек.

Давайте попробуем разобраться с тем, что касается моих профессиональных знаний как эксперта в работе с человеческим ресурсом. Как по мне, польза от спиннеров и правда есть. Большинство психологов считают, что для детей спиннер является лишь развлечением и не несет никакой терапевтической пользы. Эксперты говорят, что игрушка способна надолго отвлечь вашего ребенка, при этом интерес к ней может скоро пропасть, как и сам продукт с рынка.

Но давайте учитывать и тот факт, что интерес ребенка в большей степени зависти от вовлеченности его родителей в игру с эти предметом . Когда родители сами интересуются тем, что делает ребенок, обсуждают с ним новые модели спиннеров, рассматривают и пробуют повторить трюки из роликов в сети, тогда и интерес ребенка к игрушке не теряется. В ситуации с детьми постарше это могут быть другие дети или значимые для них взрослые из ближайшего окружения или звезды.

Это вполне экологичный способ медитации и снятия стресса

Еще один немаловажный момент – социальное взаимодействие. Не тогда, когда игрушка используется для того, чтобы ребенок был какое-то время занят самостоятельно, а именно тогда, когда это инструмент коммуникации. У родителей детей помладше есть возможность поддержать и помочь, а в случае с подростками спиннер может быть инструментом для того, чтобы наконец-то поговорить по душам со своим выросшим ребенком. Главное, чтобы родитель по-настоящему проявлял интерес. Ведь дети реагируют не на слова, а на те действия, которые стоят за этими словами. Тут как раз та ситуация, когда фраза «собственным примером» к месту, и более чем.

Можно назвать множество аналогов спиннера: радуга-пружинка, йо-йо, резиночки для плетения, стресс-боллы, чётки, а также одна из моих любимых игрушек – фиджет-куб. Они не полностью воссоздают свойства спиннера, но так или иначе у этих предметов есть функции и свойства сегодняшнего модного тренда в виде спиннера. Так же точно работают с нервной системой, неся в себе успокаивающее и расслабляющее действие; мелкой моторикой, которая влияет на работу головного мозга и во многом отвечает за мышление; тренирует упорство, ловкость и даже фантазию.

Как и с йо-йо, со спиннером можно делать всевозможные трюки и апгрейды самого спиннера. И тут для маркетологов, к слову, может появиться вторая волна популярности продукта в виде турниров и соревнований. А со стороны потребителей – не все еще попробовали. В любом случае популярность продукта можно удерживать, только усложняя его содержание и свойства. А это уже вопрос не к маркетологам, а к разработчикам.

Спиннер дает временный эффект. В профессиональной работе психолога или консультанта вряд ли можно его использовать. Но, с одной стороны, нет ничего более постоянного, чем временное, что создает иллюзию некой зависимости. А с другой – как психолог я убеждена, что можно использовать любые средства, если они во благо.

Несмотря на то что спиннером увлекаются в основном дети, изобретение позиционируется как игрушка-антистресс. Вернемся к свойствам, которые не «за уши» приписывают спиннеру в позиционировании – приспособление развивает мелкую моторику, помогает сосредоточиться, расслабляет мышцы, что особенно актуально для людей с сидячей работой. И тут, как бы ни смеялись друг над другом взрослые, почему бы и нет.

На днях после заседания ВР один из депутатов (Борислав Береза) написал пост-стеб в социальных сетях, высмеивающий коллег со спиннерами.

Научных подтверждений этому нет, но если брать во внимание педагогические и психологические эксперименты в дефектологии и работе с людьми с особенными потребностями, хочу отметить, что использование спиннера может быть полезно для людей с дефицитом внимания, повышенной тревожностью, а также для тех, кто имеет расстройства аутического характера. 

Чуда ожидать, конечно, не стоит, но это вполне экологичный способ медитации и снятия стресса. Кто сказал, что йога или таскать железо полезнее?

Психологи считают, что медитация повышает положительные эмоции, снижая негативные, и укрепляет механизмы выживания и самосохранения. Она же является одним из инструментов, которые некоторые школы и работодатели используют для повышения благосостояния студентов и работников. У медитирующих людей есть ряд отличительных качеств: 


1. Они намного счастливее. 


2. Они видят мир с творческой стороны. 


3. Они тесно связаны друг с другом, а значит, больше склонны к сотрудничеству. 


4. Они легко отпускают. 


5. Они менее чувствительны к боли. 


6. Они более стойкие. 


7. Они руководствуются интуицией. 


8. Они все принимают как есть. 


9. Они легко принимают перемены. 


10. Они знают, в чем смысл жизни.


Люди, которые медитируют, имеют более здоровую реакцию на стресс. Результаты мозгового сканирования медитирующих показывает, что они используют другие участки мозга для борьбы со стрессовой ситуацией, чем остальные люди. Молча сидеть в течение нескольких минут каждый день на самом деле значит изменить плотность серого вещества в правом и левом полушариях. Это означает, что, когда дела идут не так, наш мозг лучше придумает свой путь выхода из сложившейся ситуации и справиться со стрессом. Это увеличит много нужных для самосохранения навыков. 

Так что вполне разумно использовать спиннер взрослыми. Пусть медитируют.

Закажите свежий номер MMR


Для оформления заказа заполните поля и нажмите кнопку «Отправить заявку»

ОФОРМИТЬ ГОДОВУЮ ПОДПИСКУ