CEO и основатель сервиса для путешественников TripMyDream Андрей Буренок о том, как вести персональный и корпоративный канал в Telegram и какую пользу может извлечь из мессенджера бизнес. 

Примерно полтора месяца я веду в Telegram личный канал и еще полгода существует канал TripMyDream. За это время было немало экспериментов с контентом, привлечением читателей и стратегией. Поделюсь главными выводами о том, зачем нужны Telegram-каналы, как их вести, какой конверсии можно ожидать и с чего вообще начать, если вы никогда этим не занимались. 

Зачем бизнесу канал в Telegram

С точки зрения бизнеса, Telegram-канал — это еще одна площадка, где вы можете коммуницировать со своим клиентом, напоминать о себе. Можно вести читателя на сайт, конвертировать просмотры в покупки. Бизнесу нужно быть на всех площадках, потому что аудитория рассеяна по разным сервисам. Кто-то читает только Facebook, кто-то почту, кому-то удобнее получать сообщения в мессенджерах. 

Не стоит рассматривать Telegram с точки зрения «чем он лучше Facebook». Это просто еще один канал коммуникации, со своими преимуществами и недостатками. Важное преимущество — Telegram доносит информацию адресно и в нужный момент. Если человек уже зашел в ваш канал, то он точно готов воспринимать информацию. В Facebook люди очень редко заходят на определенную страницу, в основном видят посты в ленте. Даже если пост пробьется через алгоритм ранжирования, не факт, что читателю именно в этот момент будет интересно его содержание. А в Telegram-канал приходят целенаправленно, за чем-то конкретным: за информацией о бизнесе, о саморазвитии, о путешествиях, об актуальных вакансиях, об одежде и так далее. 

Важное преимущество — Telegram доносит информацию адресно и в нужный момент. 

Что писать в Телеграм

На канале TripMyDream публикуется та же информация, что и на других наших площадках. Те же статьи, те же конкурсы, те же предложения. Но мы не клонируем бездумно стратегию продвижения, скажем, в Facebook. Для Telegram есть своя. Например, сейчас мы экспериментируем со временем постов, смотрим, когда люди активнее читают. 

Еще один важный принцип — не публиковать очень много. Есть каналы, которые постят что-то по десять раз в день, а то и больше. В итоге читатели просто отключают уведомления, а потом забывают о канале. Постов накапливается слишком много, перечитывать их сложно, потому люди просто перестают заходить. 

Когда контента много, приходится отбирать. Чаще всего постим два раза в день: ссылку на самую интересную статью и подборку цен. Еще есть еженедельные подборки. Когда происходят какие-то события — старт нового конкурса или выход нового видео на моем Youtube-канале — об этом тоже пишем в Telegram. 

О личном: заводить ли отдельный канал

Заводить ли персональный канал или можно обойтись корпоративным — вопрос неоднозначный. Зависит от того, что вы хотите писать. Я завел личный Telegram-канал, чтобы делиться мыслями обо всем: о жизни, о путешествиях, о каких-то высоких вещах. 

У меня есть потребность выражать себя и раньше я активно писал в Facebook. Но было «побочное действие»: я очень вовлекался в чужие реакции. Дело даже не в том, что кто-то ругался или критиковал. Любая оценка — это искусственные рамки, построенные на чьих-то иллюзиях. Люди воспринимают все по-своему, видят какие-то успехи или неудачи (точнее, то, что они сами считают успехами или неудачами). Начинают обвешивать вас ярлыками «такой-то отец», «такой-то предприниматель», «такой-то муж». Оценка может проявляться и в комментариях, и в лайках, и в шерах. Я не хочу привязываться к оценкам, а Telegram их как раз нет. 

Я не ограничиваю оценками самого себя и не навязываю канал другим. Кто захочет читать — подпишется, кто не захочет — отпишется. Каждый делает свой свободный выбор. 

Что писать на персональном канале

Что касается личного канала, там нет никакой стратегии, потому что нет конкретных целей. Мне захотелось вести канал — я завел. Захочу удалить — удалю. Пишу по вдохновению. Просто делюсь мыслями, инсайтами, жизнью. 

Я заметил, что чем более высокие вещи пишу, чем более важными духовными открытиями делюсь, тем меньше вовлечение: люди отписываются или просто молча пролистывают. Зато хорошо принимают более повседневные, «земные» вещи. Например, я как-то сидел в одном из любимых ресторанов, захотел поделиться с кем-то тирамису. Там очень вкусно готовят этот десерт. Предложил подписчикам в Telegram — и получил около сотни писем. 

Но это не значит, что я перестану делиться мыслями. Канал помогает мне выражать себя, и часто хочется написать именно о высоком. Да, время от времени хочется делать подарки другим, но это я тоже делаю по вдохновению, а не потому что хочу привлекать или удерживать читателей. 

Что касается личного канала, там нет никакой стратегии, потому что нет конкретных целей.

Привлечение подписчиков: где искать людей

Аудиторию нужно «ловить» на всех площадках и перенаправлять с одного канала коммуникации на другой. Мы приглашаем в Telegram своих людей с других площадок. При этом везде есть своя стратегия коммуникации. Нужно понимать, когда (и для чего) у вас выходит новая статья на сайте, когда вы публикуете ссылку в Telegram, когда постите видео на Youtube, когда проводите конкурс в Facebook, когда отправляете рассылку.

На мой канал тоже приглашаем, но сразу говорим, что это канал личный, о позитиве, путешествиях, бизнесе, жизни. Кому интересно только о путешествиях — подписывается только на канал TripMyDream. Кроме того, я время от времени пишу в Facebook и напоминаю, что веду личный Telegram-канал. Комментарии в Facebook я не читаю, да и пощу далеко не все. 

Мы пробовали платить деньги за то, чтобы о TripMyDream писали другие каналы. Особой конверсии в подписку я не увидел. В giveaway тоже не вижу большого смысла: люди подпишутся, чтобы получить подарок. Потом либо отпишутся, либо останутся «балластом». Но можно пробовать. Если вы о себе не расскажите, то о вас никто и не узнает. Важно не то, сколько у вас аудитории, важно ее качество. Не советую гнаться только за цифрами в количестве подписчиков. 

Если вы задумываетесь о создании канала в Telegram — просто начните его вести. 

О конверсии: Telegram в цифрах

А теперь немного полезных цифр. Начну с канала TripMyDream. Примерно 90-95% читателей — наши подписчики с Facebook-страницы (там у нас 140 тысяч человек), email-рассылки (100 тысяч человек), посетители сайта (около 1 млн визитов в месяц). Из этих людей набралось 12 тысяч читателей канала TripMyDream. 

На моем канале почти 3 тысячи подписчиков. Сегодняшний пост за два часа прочитало уже 700 человек, вчерашний — 1700. Кто-то заходит не каждый день, читает несколько последних постов сразу. У публикаций с прошлой недели 2400-2500 просмотров. Для сравнения: в Facebook у меня аудитория 10 тысяч человек (5000 друзей и 5000 подписчиков), а пост видели около тысячи человек, 10% всего. 

На канале компании 11 тысяч подписчиков, за месяц они делают 25-30 тысяч переходов на сайт и около 15 тысяч поисков авиабилетов. Покупают мало. Telegram, как и социальные сети, — не слишком конвертируемая в продажи площадка. Ее нельзя сравнить, скажем, с поисковым трафиком, когда люди целенаправленно приходят с конкретной целью: например, купить авиабилеты Киев — Рим.

Но мы и не делали канал как площадку для продаж. Наша цель — доносить сообщения, важные новости, постоянно напоминать о себе. Когда у человека возникнет желание купить, он уже будет знать куда прийти и где решить свои проблемы. 

Telegram, как и социальные сети, — не слишком конвертируемая в продажи площадка.

С чего начать: заводим Telegram-канал

Если вы задумываетесь о создании канала в Telegram — просто начните его вести. Канал TripMyDream родился спонтанно. Один из наших инженеров, Паша, создал его самостоятельно, когда эта площадка была еще не особенно популярна. Он просто стал постить там контент. Когда я узнал о канале, то сначала даже подумал, что мы опоздали и кто-то чужой продвигается под нашим именем. Но вели канал хорошо. Чуть позже выяснилось, что это Пашина инициатива. Лишнее подтверждение, что в TripMyDream работают действительно «наши» люди: активные, болеющие за команду, опережающие тренды. 

Мой канал — тоже спонтанное решение. Я просто захотел что-то написать и понял, что Facebook не подходит, не нравится. Завел канал и опубликовал пост там. Рассказал о канале знакомым, получил первых 300 читателей. Вспоминается старая шутка: «Совет начинающим: начните». Все именно так.  

Надо сказать, пока что Telegram — не особенно популярная площадка. Многие пишут и на странице TripMyDream, и мне лично: «Андрей, хочу вас читать, но у меня нет Telegram». Предлагают сделать, например, Viber-группу, потому что этот мессенджер есть у всех. Но пройдет год — и все изменится. Бизнесу стоит использовать это время, чтобы подготовиться.