Ежемесячно многочисленные курсы выпускают на рынок десятки интернет-маркетологов. Они умеют работать с инструментами, решать задачи и составлять отчеты. А еще они все как один похожи друг на друга. Такая же проблема встречается и у специалистов с опытом. Дмитрий Комаровский, руководитель отдела интернет-маркетинга онлайн-школы английского EnglishDom, рассказывает, что ему пришлось провести не один десяток собеседований в поисках специалиста, который выделился бы на фоне остальных кандидатов. Дмитрий составил перечень из 15 навыков, которые не только пригодятся в работе интернет-маркетолога, но и обеспечат ему преимущество на конкурентном рынке.

Собственно маркетинг

Определение целевой аудитории и анализ рынка

Умение работать с рынком, определять и сегментировать целевую аудиторию, анализировать конкурентов с точки зрения их слабых и сильных сторон — это элементы традиционного маркетинга, но они критично важны в digital. Это поможет улучшать продукт, над которым работаете, создавать ценность для потребителя, позиционировать его по отношению к конкурентам.

Копирайтинг

Плавно вытекает из предыдущего пункта. Работа в онлайне подразумевает необходимость быстро и лаконично донести свою мысль до целевой аудитории. Это значит уметь самому подготовить текст для лендингов, рассылок, рекламных материалов, а также сюжетов для видеомаркетинга. Да, вы можете делать это не на уровне профессионального копирайтера, но такая задача не должна вгонять вас в ступор и останавливать работу.

Формирование кейсов

Кейсы — сильнейший инструмент для маркетинга. При чем он оказывается полезным и продукту, и специалисту. 

Рассматривая резюме кандидатов, мы сталкиваемся с очень распространенной ошибкой: расписан опыт работы, навыки и инструменты. Но про результаты ничего. Пример специалиста по контекстной рекламы, около 80% инструментов — одинаковые у всех. Как выделиться среди кандидатов? Только кейсом с результатами использования этих инструментов!

Работа с графическими редакторами

Речь не идет о прорисовке дизайна сайта с нуля, а о базовых вещах, которые нужно знать при работе с картинками. Понимать отличие форматов (PNG, JPEG, GIF), уметь кадрировать и трансформировать элементы, оптимизировать форматы под веб. Эти навыки могут пригодится для подготовки фотографий к публикации на сайте, визуализации идей и возможностей для партнеров, адаптации баннера для партнерской рассылки.

Технические навыки

Понимание веб-технологий и HTML/CSS

Тому, кто пришел работать в интернет-маркетинге, нужно хотя бы примерно понимать: 

•что из себя представляют сайты (хостинг, домен, веб-сервер); 

•как работает браузер (что происходит, когда вы вводите url сайта в адресную строку); 

•какие вещи происходят на бекенде, а какие на фронтенде; 

•в какой момент подгружаются CSS-файлы и картинки.

Понимая, как это работает, можно придумывать новые инструменты для сайта, писать ТЗ для разработчиков, а также убеждать их, что не всё так сложно, как они говорят. 

Для интернет-маркетолога могут пригодится: 

•базовые знания верстки (структура страницы, абзацы, заголовки, картинки, ссылки); 

•умение использовать CSS (по id и классам элементов); 

•фреймворк Bootstrap. 

Эти навыки нужны для создания лендингов через онлайн-конструкторы и фреймворк, или чтобы при необходимости сделать копию существующего лендинга с заменой информации. Создание почтовых рассылок и добавление конвертирующих элементов через сервисы, напримерпоп-ап регистрации. 

Конечно, онлайн-сервисы предлагают визуальные редакторы, но часто сталкиваешься с тем, что они либо ограничены, либо добавляют много мусорного кода.

Эти навыки дадут возможность посмотреть, как будут выглядеть изменения на сайте. Например, как будет смотреться блог, если увеличить размер шрифта до 16 пикселей? Открываем панель для разработчиков в браузере, меняем стиль абзаца (font-size:16px;), браузер сразу же отобразит изменения, оцениваем результат — понравилось? Делаем скриншот, показываем команде, как можно улучшить блог.

Веб-аналитика

Всегда можно сказать, что для этого существует отдельный человек (и это абсолютная правда), но умение интерпретировать данные критично необходимо и для маркетолога. Преимущественно потому, что его работа — это бесконечные циклы: выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, подтвердить гипотезу данными аналитики. 

Неважно, с какими каналами придется работать — в любом случае нужно понимать, как хорошо конвертируется трафик или как отрабатывает посадочная страница, уметь искать слабые места и оптимизировать источник. 

Необходимо понимать общие принципы работы систем веб-аналитики, ориентироваться в интерфейсах Google Analytics, Яндекс.Метрика, а также уметь работать с utm-метками.

Работа с таблицами

В интернет-маркетинге приходится работать с таблицами, статистикой, сбором информации для кампаний. Обратите внимание на инструменты Excel/Google Таблицы. Научитесь использовать сортировку, фильтрации, применение формул и построение графиков/диаграмм.

Работа с базами данных

Да, в идеальной ситуации этим занимается аналитик или разработчик, но нередко случается так, что аналитик на больничном, а разработчик освободится через два часа, и тогда приходится всё срочно делать самому. 

Достаточно общего понимания, что это такое и как сайт взаимодействует с БД. Базовые знания SQL позволят делать произвольные выгрузки и базы данных, например получить имейлы пользователей, которые пришли из канала «google / cpc» и воспользовались промокодом «promo134». Или собрать информацию о пользователях, которые сначала получили бесплатную подписку, а потом перешли на платную. 

Для чего эти списки? Для рассылок, формирования списков ремаркетинга в социальных сетях, в целом для понимания работает ли ваш канал.

Программирование и умение работать с API

Навыки программирования облегчат жизнь маркетологу при работе с данными. А также развяжут руки, и вы сможете сопоставлять данные из БД с данными из облачной CRM или парсить статистику Google Analytics, сопоставлять со внутренними данными. Почти у всех сервисов есть API и возможность быстро разобраться, как адаптировать или интегрировать ту или иную функцию, сэкономит несколько часов рабочего времени.

Soft skills

Работа на результат

Это частая болезнь молодых специалистов — они боятся переспрашивать и задавать уточняющие вопросы. А именно это позволяет понять цель, определить, по каким показателям будет оцениваться эффективность проделанной работы, прежде чем взяться за нее. Результатом работы должна стать не усталость, а конкретные достижения по показателям.

Тайм-менеджмент и работа без пинков

Если получается работать только когда за спиной стоит начальник, это глупый и неинтересный подход. Особенно это станет большой проблемой, если поступает предложение на удаленную работу. 

Развивайте навыки по тайм-менеджменту: учитесь разбивать задачи на более мелкие, оценивать по времени, планировать рабочий график. Активно используйте такие инструменты, как календарь, Trello, Todolist.

Ненависть к рутине

Когда периодически приходится сталкиваться с монотонной работой, и это вызывает у вас чувство ненависти — это классно! Если вы замечаете ненависть, и это отбивает желание работать — подумайте, как можно упростить или автоматизировать работу. Не получается автоматизировать? Напиши инструкцию и передай помощнику или на аутсорс.

Самокритичность, желание сделать лучше

Хороший специалист всегда видит узкие места (свои и продукта) и понимает, куда стоит развиваться. Тяга к новым технологиям, умение посмотреть на результат своей работы глазами потенциального клиента, желание сделать идеальный продукт — вот что отличает простого работника от профессионала.

Наглость и умение доказать свою точку зрения

Если вы в чем-то уверены на 100% — не стесняйтесь. Будьте наглыми, настойчивыми, собирайте сильные аргументы, и всё получится. Тут важно уметь донести свою точку зрения.

Английский язык

Как ни банально, но знание английского позволяет получать информацию с англоязычных ресурсов, а их огромное количество: специализированные площадки, блоги экспертов, сайты онлайн-курсов, YouTube-инструкции. Это большое преимущество, ведь в плане развития интернет-маркетинга, нам еще есть чему поучиться на западных рынках.