Александр Толкач, генеральный директор CT Influence Games, экс-директор по коммуникациям ДТЭК и №1 PR-директор Украины 2013 года, на Наверняка PR Марафон #4 поделился своим собственным опытом построения узнаваемости молодого бизнеса при подъеме инвестиций на Западе. Опыт оказался успешным: проект Business Games Club, оцененный $1 млн, получил первый раунд инвестиций. Ранее MMR публиковал краткие тезисы других спикеров Наверняка PR-Марафона.

Если у вас есть хорошая идея или даже готовый новый продукт, не стоит ожидать, что о вас сразу напишут. Журналистам на старте вы не нужны и не интересны, потому что таких, как вы, сотни и тысячи. Чтобы привлечь деньги с помощью такого популярного сейчас венчурного финансирования, нужно пройти определенный путь и понять, какие именно коммуникации могут обеспечить нужный результат.

Читать ваш сайт поначалу никто особо не будет, но он нужен для того, чтобы вас могли «прочекать».

1. Какими бы маленькими вы ни были, нужно создать информационное присутствие. У вас должен быть сайт с более-менее регулярно обновляемой лентой новостей. Читать его особо никто не будет, он нужен скорее для того, чтобы вас могли «прочекать».

2. Вы должны быть в AngelList на сайте Angel.co. Этот сайт специально создан для обмена информацией между потенциальными инвесторами и молодыми компаниями. Там есть не только крупные венчурные фонды, но и частные синдикаты — объединения нескольких частных лиц, от которых тоже можно привлечь деньги.

3. Люди будут смотреть историю чего-то. Одной лишь идеи недостаточно: для многих сама по себе идея мало что значит. Вы должны суметь рассказать, кто вы и как вы будете делать то, что вы собираетесь делать, чтобы заставить людей дискутировать.

Начинайте с аккуратных дискуссий в соцсетях. Не в Одноклассниках и Вконтакте, а в LinkedIn. Давайте о себе знать микроскопическими поводами, интересными мини-новостями. 

4. Первый совет, который я получил от управляющего солидным фондом, — go mobile. Чем бы вы ни занимались, вам обязательно нужно мобильное приложение или мобильная версия сайта, потому что те люди, которые будут вас читать, будут делать это, скорее всего, с мобильного телефона, в лучшем случае — с планшета.

5. Начинайте с аккуратных дискуссий в соцсетях. Не в Одноклассниках и Вконтакте, а в LinkedIn. Где-то там сильно на втором-третьем месте стоит Facebook, а между ними — Twitter. Для инвестиционного сообщества, которое принимает решения, Twitter это оптимальный ресурс. Желательно иметь и личный аккаунт, а аккаунт компании. Профили должны быть заполнены на хорошем английском, с достаточным объемом информации, и должны регулярно обновляться.

Пригласите потенциальных инвесторов читать вашу ленту. Люди на Западе очень к этому открыты. На том же AngelList люди, заполняя профили, дают ссылки на свои аккаунты, поэтому их легко найти. Публикуйте интересные новости о том, что вы делаете, и просто релевантные цепляющие вещи. Люди начнут привыкать к вашему имени, и когда от вас пойдет поток новостей, более близких к вашему продукту, у вас уже будет хоть какой-то канал распространения информации.

Определите, сколько вы стоите

6. Сформируйте сообщество нужных вам людей. Помните, что вы пока не интересны журналистам. Чтобы заинтересовать собой людей в соцсетях, давайте знать о себе знать микроскопическими поводами, интересными мини-новостями. Когда мы продвигали один проект, связанный с политической игрой, то сделали такую фишку. Открыли группу в Facebook, где поначалу вообще ничего не писали о нашем проекте, но публиковали интересные байки, связанные с историей и политикой. Так мы подтянули базу людей, которым потом можно было рассказывать о самом проекте.

7. Важный момент в позиционировании и выстраивании информации о себе — понять, сколько вы стоите. Стандартный сейчас уровень первой капитализации у молодых бизнесов, привлекающих венчурное финансирование с США, — от одного до трех миллионов долларов. То есть если вам нужно минимум 300 тыс. долларов, чтобы запуститься, и вы готовы отдать 30% бизнеса, значит, вы стоите миллион.

Люди инвестирует не в точки, а в линии. Продумайте milestones вашего бизнеса. 

8. Продумайте milestones вашего бизнеса. От достижения предварительных договоренностей до получения инвестиций может пройти полгода-год. На этот период нужно создать медиаплан: найти информационные точки знания о себе. Но люди инвестирует не в точки, а в линии: коммуникации должны быть последовательными, должно быть видно, куда вы движетесь, с точкой бесконечного расширения.

9. Познакомьтесь с потенциальными инвесторами лично. Ездите на профильные конференции, приходите на хорошие коворкинги. На Западе коворкинги — это та информационная среда, которая помогает знакомиться предпринимателям с инвесторами. Вам нужно в эту среду попасть. Человеку должно быть комфортно с вами общаться, потому что он вас уже видел и знает.

10. Создайте advisory board: возьмите себе в наставники человека, который уже привлекал финансирование. Обычно это неоплачиваемая функция. Если его знают и если этот человек доверяет вам — значит, есть тема для разговора.