Ранее мы уже рассказывали об изменениях пути пользователя к покупке, а также о возможности работы с блогерами в период таких изменений. Теперь Владимир Чернер, CEO New Strategies Group, осветит вопрос разработки сайтов.

10 лет назад задача на разработку сайта выглядела, как «Добрый день, нам нужен сайт, посчитайте, пожалуйста». Бренд не давал больше никаких вводных, и исполнитель пробовал угадать, чего же хочет клиент. Игра напоминала русскую рулетку с одним выжившим в конце. Постепенно рынок перешел к формату работы с брифом, с конкретизацией части задач. Но на сегодня, когда решений по разработке неисчислимое количество, даже брифа бывает мало. Необходимо конкретизировать не только общие вопросы, но и углубляться в детали, о которых пойдет речь ниже.

1. Определите тип сайта

Дайте исполнителю изначальное понимание масштаба проекта. Вместо задачи «сделайте сайт», укажите тип проекта. В большинстве случаев это будет один из трех:

Продуктовый сайт – сайт с акцентом на продукте без лишней информации о компании или новостях. Например barnangen.com.ua

Корпоративный – сайт с более сложной структурой и несколькими разделами: о компании, новости, продукция, контакты и т. д. Например beltimport.ua

Промосайт – сайт, целью которого является проведение акции в поддержку имиджа бренда. Например summer.yves-rocher.ua

Классификация позволит оптимизировать множество затрат и предложить лучшие решения в разработке.

2. Опишите не только структуру, но и особенности разделов

Попробуйте указать не только разделы сайта: о продукте, о компании, новости и т. д. Опишите, что хотите увидеть в самих разделах: что должно быть в футере, какой объем текста одной новости, какие продукты, с каким описанием, с какими нюансами. Напишите, каким контентом бренд готов поделиться, а какой исполнителю необходимо разработать самостоятельно.

Сразу дадим полезный совет – стремитесь к упрощению структур и создавайте длинные страницы. Они удобнее для пользователей. Например kresko.ua 

3. Поделитесь референсами сайтов

Лучше всего ваши пожелания по дизайну, анимации и UX опишут не слова или брендбуки с гайдами, а живые референсы сайтов, которые вам понравились. Предоставьте их агентству и напишите, что нравится в дизайне, UX или анимации, а что – нет.

Если у вас сложности с поиском референсов, попросите исполнителя подобрать несколько на его усмотрение. Это позволит сузить рамки и четче определить ваши ожидания.

4. Спланируйте функционал сайта заранее

Чаще всего об описании функционала сайта забывают и вспоминают на этапе сдачи проекта. В такие моменты хочется добавить форму обратной связи, фильтры продуктов, поиск по сайту, административную панель, функционал интернет-магазина, интеграцию с 1С, дополнительные поп-апы и прочие. Это несет за собой непредвиденные затраты и удлинение сроков. Постарайтесь заранее описать все возможные технические вещи, которые необходимо запрограммировать в рамках проекта.

5. Выберете язык программирования, Framework или СMS

Постарайтесь изначально определиться с задачами, которые решает сайт, и уже под них выбирать необходимый инструментарий. Укажите их в брифе как рекомендацию агентству. Это сэкономит время.

  • Планируйте использовать CMS, если: создаете простой сайт или сайт-визитку, интернет-магазин со средней посещаемостью. Чаще это характерно для малого и среднего бизнеса. Идеальное решение – это CMS WordPress.
  • Планируйте использовать Framework, если: ваш будущий сайт предполагает нетиповые решения и будет кастомизироваться, у сайта нешаблонная верстка, высокая посещаемость, активно развиваемый, расширяемый и/или стихийно изменяющийся под требования рынка проект. Чаще это характерно для крупного бизнеса. Мы рекомендуем нашим клиентам Framework Laravel или Yii.

Описанные выше решения разрабатываются на языке программирования PHP, что упрощает их дальнейшую поддержку.

6. Посчитайте количество разрешений экрана для адаптации

Сегодня уже все согласны, что у сайта должна быть адаптивная версия. Но адаптировать сайт можно под разное количество разрешений экрана. Какое будет оптимальным? Мало кто задумывается об этом на этапе разработки. Часто встает вопрос экономии бюджета, поэтому чаще всего это 3 стандартных разрешения экрана: под планшеты, смартфоны и десктопы. Но современность требует большего. Наша рекомендация – начинать прорабатывать минимум 5 разрешений, экономить на других частях проекта и обсуждать это на этапе брифинга.

7. Уберите лишние языковые версии

Это та строка бюджета, которая удешевит и сократит сроки разработки проекта, ведь чем меньше языковых версий, тем меньше переводить и размещать контент на сайте, тем проще поддерживать сайт в будущем. Старайтесь не создавать сайты с большим количеством языковых версий. Сегодня в этом нет необходимости. Наша рекомендация: 1 языковая версия для промосайтов, 2 – для корпоративных сайтов, 2–3 – для продуктовых.

8. Задумайтесь о хостинге

Если у вас есть IT-департамент, вы сможете поддерживать сайт своими силами. Главное, проговорите это с исполнителем и спланируйте работы по переносу сайта с хостинга исполнителя на ваш. Если IT-департамента нет, просто укажите, что от исполнителя это требуется, и попросите предложить варианты хостингов на выбор.

9. Укажите рамки бюджета и сроки реализации

Не стесняйтесь. У бюджета всегда есть рамки. Обязательно укажите их. Это не означает, что исполнитель предложит меньший объем работ за те же деньги. Наоборот, в условиях жесткой конкуренции это позволит подобрать оптимальный функционал в рамках бюджета и предложить опции по доработке сверху.

Точные сроки позволят создать план разработки проекта и подобрать необходимое количество специалистов в команду. Разумеется, чем более сжатые сроки, тем больше специалистов понадобится, чтобы запараллелить процессы.

10. Не забудьте о поддержке сайта

Разместили сайт и думаете, что все закончилось? Все только начинается, ведь сайт необходимо наполнять новостями, обновлять информацию о продуктах, продвигать в поиске. Постарайтесь продумать наперед и описать все свои пожелания о том, что требуется от исполнителя в дальнейшем.